Папки-передвижки

Консультация для родителей «Пути профилактики капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»

Олеся Блешинец
Консультация для родителей «Пути профилактики капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей :" Пути профилактики капризов и упрямства у детей дошкольного возраста".

Ребенок экспериментирует со своими правами и возможностями, поэтому наряду с другими качествами проявляет упрямство. Если такой эксперимент встречают криком и напряжением, подобные выходки, скорее всего, будут проявляться чаще.

Публикация «Консультация для родителей „Пути профилактики капризов и упрямства у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Над причинами, в силу которых дети становятся плохо поддающимися воспитательным воздействиям, родителям следует серьезно задуматься. Ведь можно наверстать упущенное в воспитании, направить по правильному пути, создать ребенку нормальные условия жизни. И даже тогда, когда время упущено и дурное поведение ребенка приобрело устойчивый характер, нельзя считать положение ребенка безвыходным. Только понадобится больше усилий, такта и доброты.

Нужно смело вводить ребенка в самые серьезные насущные вопросы жизни семьи. Поручать ему по-настоящему важные дела, ставить его в такие условия, когда бы он сам, без помощи нотаций увидел, к чему привело его озорство и дурной поступок. Постепенно у ребенка складывается осмысленное отношение к своим поступкам, умение контролировать свое поведение.

Как поступать в случае проявления капризов? Лучше всего не создавать обстановку, при которой ребенку приходится прибегать к капризам, по возможности, выполнять спокойно высказанные просьбы. Кстати это лучший способ отучить его добиваться чего-либо путем выпрашивания.

В том случае, когда просьбу выполнить невозможно, ребенку нужно спокойно объяснить причину. Например: «Знаешь, сейчас у меня нет денег, но вот получим зарплату, тогда купим игрушку» (и, конечно, игрушку придется купить). Или «Сейчас на улице холодно, идти босиком нельзя, завтра будет теплый день, побегаешь без сандалий».Если же ребенок не унимается не надо потакать ему. Наткнувшись на твердость со стороны родителей, он убедится в том, что спокойной просьбой (если и не всегда, то в большинстве случаев) можно чего-то добиваться, а капризами – ничего.

Итак, вредны одни лишь приказы и запрещения, вредны упрашивания и уговоры, обычно заканчивающиеся уступками со стороны взрослых. Нужны доброжелательность и внимание, сочетающиеся со спокойной и деловой требовательностью.

Лучшее лечение капризов – разумная и четкая организация жизни ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, единство действий родителей. Нет ничего пагубней, чем осуждение поступка ребенка одним из родителей и одобрение другим, непреклонность одного и безграничная доброта другого. Требования должны быть едиными, достаточно обоснованными.

Первое с чего надо начинать перевоспитание, – это научиться спокойно относится к проявлениям капризов. Важно показать ребенку, что все эти страшные крики и сцены вас нисколько не трогают, и не уступать его капризам. Лучше всего оставить, в такой момент, ребенка одного, до тех пор, пока не пройдет этот бурный период. При этом совсем не обязательно «проявлять суровость до конца в обращении с ребенком. После окончания «бурной» сцены малыш часто идет на примирение, и в такой момент для ребенка очень важно ваше доброжелательное, ласковое отношение – подойдите к нему, вытрите ему слезы, поправьте одежду, отвлеките интересным рассказом или покажите интересную картинку, и малыш окончательно успокоится.

Подобный метод хорошо применять и по отношению к упрямым детям. Ребенок начав упрямиться, часто хотя уже и понимает нелепость своего поведения, но действует как бы по инерции – не может остановиться, признать свою ошибку. Поэтому надо помочь малышу выйти из создавшегося положения, щадя его детское самолюбие: надо поставить тоже требование, но в несколько другой форме, чем в первый раз. Помогите ребенку выполнить то, что вы от него требуете, или, обратив его упрямство в шутку, предложите малышу «прогнать капризульку, которая заставляет его так «плохо вести себя». Обычно ребенок легко откликается на такую шутку. Ваш сын заупрямился и не хочет доедать кашу… хотя каши осталось совсем немного. Он требует виноград, который вы обещали дать ему, как только он съест кашу. Он уже не может «остановиться» в своем упрямстве. Он же сказал уже, что «не будет есть эту противную кашу». Хотя ваш ребенок еще совсем маленький, но у него тоже есть свое детское самолюбие. Будьте великодушны и сделайте вид что уступаете вы – «отбавьте» с его тарелки пусть совсем маленькую ложку каши. И посмотрите, как быстро, без лишних разговоров выполнит он ваше требование и как будет доволен, что вышел без ущерба для своего самолюбия из трудного положения.

Второе – в воспитании важна постепенность. Первоначально требований, которые вы будете предъявлять ребенку, должно быть очень немного: надо запрещать только то, что является абсолютно недопустимым и если запрещать что-то, то уже быть до конца последовательным.

Существует множество воспитательных средств, которые можно использовать в тех случаях, если малыш упрямится и отказывается выполнять требование родителей.

Конечно, послушания нетрудно добиться, если пообещать ребенку купить желанную игрушку, сладости или попросту нашлепать его. Но гораздо правильнее, хотя и труднее добиться, чтобы ребенок хотел делать то, что вы от него требуете. Какие же пути существуют для этого?

С одной стороны, ребенку легче и интереснее выполнять ваши требования, если он выполняет их в игре. Так, например, неплохо действует, если ребенку, который медленно и долго ест или не хочет одеваться и умываться, предложить кушать или одеваться «наперегонки» или показать своей любимой кукле или мишке, как надо быстро и хорошо одеваться.

С другой стороны, постарайтесь добиться, чтобы ребенок понял, что те требования, которые вы ему предъявляете, это не ваш произвол и что их выполнение необходимо для его же собственной пользы. Никогда не надо пренебрегать возможностью лишний раз терпеливо объяснить, почему необходимо делать одно и нельзя делать другое. Хорошо также помогают так называемые «естественные наказания». Это наказания, которые идут не от вашей «злой» воли, а от самой жизни. Ребенок сидит долго за обедом, предупредите его, что через полчаса, когда прозвенит будильник, вы должны будете убрать со стола, и малыш не получит ничего до ужина. Это не так страшно, если ребенок один раз поголодает: он сделает полезный вывод на будущее.

Попробуйте не обращаться с ребенком, как с малышом, а в любой период его жизни подчеркивать, как он вырос, каким стал большим и умелым по сравнению с тем, каким он был. Это поднимает ребенка в его собственных глазах, и он становится более самостоятельным.

Чрезвычайно важно, чтобы самостоятельность и инициативность малыша не получили выход в упрямстве, а нашли применение и развитие в более полезной деятельности: учите ребенка – дошкольника не только самостоятельно одеваться и кушать, но и привлекайте его к домашним делам. Пусть он вам поможет накрыть на стол, разрешите ему вымыть и вытереть ложки после обеда, полить цветы, покормить цыплят и т. д. Как бы иной раз плохо ни удавалось малышу его первое трудовое начинание, всегда надо ободрить, а при малейшей удаче и похвалить его.

И главное – каждому ребенку, а капризному, в особенности, необходим детский коллектив. Сверстники не позволят капризничать. В коллективных делах не останется места капризному поведению. Обычно дети – дошкольники любят рисовать, рассматривать картинки, слушать сказки, строить из кубиков – очень важно создать им условия для этой деятельности.

Хочется, однако, предостеречь родителей от попытки сломить упрямство детей грубой силой. Особенно недопустимо физическое наказание. К упрямому ребенку надо подходить с особенной осторожностью. Постарайтесь показать ребенку нелепость его поведения и осторожно направляйте детскую волю на полезные дела, и тогда из упрямства вашего малыша могут сформироваться такие ценные черты характера, как настойчивость, упорство, сила воли.

Литература:

1. Ермолаева М. В., Миланович Л. Г. "Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста", М. - Институт Практической Психологии. 1996 г.

2. Зацепин В. И. "Семья - Справочник для родителей", Киев - "Издательство политической литературы Украины", 1980 г.

3. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. "Учителю о психологии детей шестилетнего возраста", М. "Просвещение", 1988 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Упрямство и капризы. Их преодоление» Разработала: воспитатель высшей категории Скворцова О. В. Упрямство – это одна из самых распространенных проблем, с которой приходится.

Рекомендации на тему «Капризы и упрямства дошкольников» Чтобы давать рекомендации для начала надо все-таки узнать, что такое капризы и упрямства. Капризы детей — стремление детей, прежде всего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Пути профилактики капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 10:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Пути профилактики капризов и упрямства у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Блешинец в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД