Анастасия Кузьмина
Рекомендации на тему «Капризы и упрямства дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы давать рекомендации для начала надо все-таки узнать, что такое капризы и упрямства.
Капризы детей — стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что–то вопреки предписаниям взрослых. А также это действия, которые лишены разумного основания, т. е. " Я так хочу и всё!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов :
Публикация «Рекомендации на тему „Капризы и упрямства дошкольников“» размещена в разделах
· в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
· в недовольстве, раздражительности, плаче.
· в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Детское упрямство — один из способов на пути утверждения себя как личности. Детское упрямство заключается чаще всего в постоянном стремлении делать все по-своему, наперекор взрослым, это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства :
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т. е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Из этого видно, что понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства схожи.
Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте.
Капризы и упрямства сопутствуют различным кризисным моментам дошкольного возраста. Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности :
· Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
· Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
· Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
· Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
· Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
· В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
· Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Советы родителям:
· ребенку будет гораздо интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в процессе игры. К примеру, если вы предложите вашему малышу есть или одеваться наперегонки с вами, то ваш малыш станет быстро и с большим желанием есть, одеваться или умываться. Можно также предложить ему, чтобы он сам показал любимой кукле или мишке, как нужно быстро и хорошо умываться и т. п.
· положителен также пример использования метода «естественных наказаний». Например, при долгом сидении за столом и отказе принимать пищу ребенком, вы предупреждаете его о том, что через 30 минут после звонка будильника, вы все убираете со стола, и он ничего больше до ужина не получит. Не страшно, если раз поголодав, он сделает для себя выводы на будущее.
· Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
· Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
· Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
· Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
· Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".
· Предоставьте ребенку право выбора!
· е сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
· Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
· Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.
· Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
· Спокойный тон общения, без раздражительности.
· Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
· Ну и конечно НАДО ХВАЛИТЬ:
-за поступок, за свершившееся действие.
-начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
-очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
-уметь хвалить, не хваля ( пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.