Терентьева Александра Сергеевна
Консультация для родителей «Психология детского рисунка»
▼ Скачать
Ребенок растет, и каждый день открывает для себя что-то новое. Он живет своей внутренней жизнью, которая иногда остается скрытой от взрослых. Бывает так, что родители заботятся о ребенке, покупают ему игрушки, книжки, сладости, но не задумываются о том, как их маленький человек чувствует себя в этом большом и сложном мире. К поведению, играм, занятиям ребенка надо внимательно присматриваться. Есть много способов лучше узнать внутренний мир ребенка. И один из них — рисунки.
Публикация «Консультация для родителей „Психология детского рисунка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
В современном мире такая практика называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Кроме цветовой гаммы внимание уделяют характеру линий, нахождению рисунка на листе, и еще нескольким параметрам. По рисункам ребенка можно определить его отношение к семье, к каждому из близких, к детскому саду, узнать о беспокойствах и страхах, о наличии агрессивности, о чем мечтает малыш.
Рисунок может в этом очень помочь. Существует определенный шаблон, по которому «хорошими» цветами считаются: зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой и розовый. Типичной ошибкой многих родителей является то, что они начинают воспринимать предложенный шаблон за аксиому. Необходимо понимать, что об общем психическом развитии ребенка можно судить лишь по результатам нескольких тестов, а ни одного.
К тому же существует личностный фактор. Черный карандаш может просто нравиться ребенку, потому, что он новый. А от розового цвета малыш может просто устал, так как все детство вокруг преобладали розовые оттенки. Малыш может нарисовать страшного монстра под впечатлением от недавно просмотренного мультфильма. Угаснут впечатления, изменится сюжет рисунков.
Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка, его темперамент, мечты. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.
Анализируйте несколько рисунков, сделанных в разное время при разных обстоятельствах.
Цветовая гамма рисунка :
Преобладание красного цвета – не слишком хороший признак, так как красный цвет символизирует агрессию и повышенную возбудимость.
Жёлтые краски означают любознательность и оптимизм. Это также цвет творчества, однако, такие дети мало дисциплинированны и испытывают трудности в принятии решений. Желтый - цвет солнца, тепла. Рисунок, залитый солнцем означает в реальности его нехватку.
Зелёный цвет – цвет спокойной уравновешенной натуры, но таким детям не хватает перемен и разнообразия. Возможно, есть некоторая потребность в изменениях.
Фиолетовый цвет – цвет фантазёров, цвет артистичности и чувствительности. Не стоит критиковать этих детей, им необходимо больше ласки и похвалы.
Голубой цвет может означать спокойствие, но если его слишком много, это уже пассивность, нерешительность. Небольшая похвала будет очень уместна.
Синий цвет погруженности в себя. Задумчивость. Но когда много - это тревожный звонок для того, чтобы задуматься, что беспокоит или о чем так долго думает ребенок. Порой наличие синего цвета может показать, что есть некие проблемы, неразрешимые для ребенка в одиночку, но он не может это все обдумать самостоятельно и именно это его "напрягает".
Розовый - хоть в последние время это считается "гламурным" цветом, это не так. Много, перебор, это значит, что ребенок (особенно девочка) циклится только на внешности. И порой не очень ею доволен. Но в целом, розовый - это знак сердечности, доброго сердца.
Коричневый – двоякий цвет. С одной стороны – это цвет земли, приземленности, устойчивости. Но с другой стороны, коричневый – это цвет тупика, торможения развития личности, возможно - в некоторых ситуациях - нехватка опоры в жизни. Нужно рассматривать и другие детали рисунка.
Серый - безразличие. Усталость. "отстаньте от меня" - так можно перевести послания с большим количеством серого. Ребенок в тумане, не видит цели, ему трудно, апатия. Особенно тревожно, если ребенок поверх приличного и хорошего рисунка вдруг начинает методично наносить серый цвет. Значит, то, что было - все надоело и не имеет ценности для ребенка.
Черный – тяжелый цвет. Депрессия. Нежелание шевелиться, думать, "кто бы за меня решил? а я не хочу!". Если просто линиями обрисовано, есть детали, закрашенные черным - это не повод для беспокойства. А вот именно все рисованное черным, малое количество иных цветов. Или закрашивание черным рисунка. Да еще рваными, не гибкими линиями. Тогда это прямой путь к тому, чтобы разораться, а что действительно на душе и сердце у ребенка. Может все не так, как вы думаете, что надо поговорить и переделать что-то в жизни ребенка? Здесь можно вместе с рисунком подойти к психологу.
Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка.
Бледные, невыразительные цвета означают застенчивость и неуверенность, но слишком яркие цвета, а также цвета, не свойственные какому-либо предмету (например, синяя трава, означают, что ребёнок хочет привлечь к себе внимание.
Обилие волнистых линий присуще детям с мягким характером, а тонких и чётких – детям с волевым характером, способных постоять за себя.
Если ребёнок обводит изображения жирной линией или штрихами, – это свидетельство страха и неуверенности.
Семья
Имеет значение местоположение каждого члена семьи на рисунке. Чем больше мелких деталей и дополнительных подробностей вносится в портрет, тем более отражается любовь и привязанность ребенка к кому-либо.
Главного члена семьи ребёнок обычно рисует самым большим. Себя же он изображает рядом с тем человеком, к которому он больше всего привязан.
Неблагоприятный климат в семье проявляется тогда, когда ребёнок намеренно исключает какого-либо члена семьи из своих рисунков, либо он нарисован маленьким, в профиль или спиной, находится на почтительном расстоянии или разделён перегородками. Если же ребёнок изображает на рисунках только самого себя – это проявление одиночества. Если все члены семьи на рисунки взялись за руки – это является отражением благополучной обстановки и эмоциональной безопасности ребёнка в своей семье.
Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются – это означает сплоченность и дружбу.
Изображение человека
В рисунках трёхлетних детей фигурки ещё не обладают необходимыми пропорциями. В четыре года ребёнок уже способен рисовать человечка и даже выражать направление его движений. Как правило, туловище изображается двумя овалами, а руки и ноги – в виде палочек. В пять лет маленький художник отчётливо рисует голову, с глазами, носом и ртом, – появляются эмоции и характер. К семилетнему возрасту изображаются все необходимые детали: волосы, украшения, головные уборы и др. К 4-5 годам дети начинают интересоваться и внешними, и внутренними органами человека, в детской психологии это называется принципом прозрачности.
Изображение сердца, скелета или половых органов – всё это совершенно нормально. Пририсованные зубы, когти, оружие – это символы агрессии или защитная реакция на какие-либо внешние факторы. Отсутствие какой-либо части тела – тревожный сигнал о том, что ребёнок переживает травму или был подвергнут (подвергается) душевному насилию или телесному наказанию.
Стоит обратить внимание и понаблюдать за ребенком если:
1. В рисунках часто используется черный и красный цвет.
2. Линии рисунка слишком четкие, нарисованные с большим нажимом или рисунок занимает очень большое пространство. Такой ребенок из-за неуверенности в себе демонстративно пытается увеличить свою значимость на бумаге.
3. Едва заметные линии, слишком слабый нажим и маленький размер рисунка говорит о застенчивости и нерешительности. Ребенок как бы прячется в уголок, считая, что он не достоин большего пространства.
4. Присутствуют так называемые «тревожные» линии – это когда ребенок уже нарисованную деталь обводит несколько раз. Обычно такое поведение говорит о том, что малыша, что-то тревожит, он раздражен. Опять же, если только это не стиль его рисования.
5. Настораживает сюжет рисунка. Всегда стоит расспросить малыша о смысле его рисунка (Кого ты нарисовал? Что он делает? Почему).
6. Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду.