Парфененкова Ирина
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать
Цель: познакомить родителей с психологическими аспектами готовности ребёнка к школе.
Адресат: родители детей подготовительных к школе групп детского сада.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Для большинства родителей детей 6-7 -летнего возраста волнующей темой для разговора с психологом является «Готовность ребёнка к школьному обучению». Они прекрасно понимают, что от того, насколько хорошо подготовлен малыш к школе, зависят его успехи в будущем.
Выделяют три аспекта, из которых складывается готовность дошкольника к обучению в школе : физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к школьному обучению характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья, которые зависят от многих обстоятельств, в том числе от перинатального периода развития, генотипа ребёнка и темпа его физиологического созревания. Оценка физической готовности строится на многих параметрах физического развития, таких как рост, вес, объём грудной клетки, и их соответствие возрастным нормам. Также учитывается наличие или отсутствие хронических заболеваний. Опираясь на все эти показатели, специалисты выделяют четыре основные группы здоровья:
- Первая группа здоровья. Ребёнку по силам нагрузки гимназических классов с их максимально насыщенным учебным планом.
- Вторая группа здоровья заставляет родителей задуматься, отдавать ли ребёнка в класс с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, необходимо очень внимательно отнестись к выбору дополнительных кружков.
- Третья и четвертая группа здоровья требуют выбирать нагрузки для ребёнка тщательно и продуманно.
Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор выбора конкретной школы определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребёнка. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью детерминирует остальные аспекты школьной зрелости.
Специальная готовность включает в себя умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения, письма, а так же счёт. Существенным является то, что в большинстве случаев учителя младшей школы считают именно эти навыки необходимыми, а иногда и достаточными для успешного освоения программы первого класса.
Однако готовность к школе не сводится к физической и специальной готовностям. Необходима особая психологическая подготовленность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого аспекта определяется системой требований, которая школа предъявляет к ребёнку. Связаны они с изменением социальной позиции ребёнка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным – оно изменяется, обогащается.
Психологическая готовность – это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.
Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
Личностная готовность ребёнка к школе предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы иерархически соподчинённых мотивов поведения.
Под интеллектуальной готовностью понимают необходимый для усвоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
Такими важнейшими психическими процессами являются :
1. Достаточная дифференцированность восприятия сенсорной информации, хорошая сенсомоторная координация.
2. Способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, закладывающих основы аналитического мышления.
3. Хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической памяти.
4. Достаточное развитие мелкой моторики рук.
5. Овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха.
6. Начальное овладение символическими операциями.
7. Зрелость мотивационной системы ребёнка.
Таким образом, выделяют четыре основные сферы психики : познавательную, мотивационную, эмоциональную и волевую. Каждая сфера объединяет в себе отдельные компоненты психической деятельности. Сознание «собирает воедино», аккумулирует все сферы, в результате чего и происходит регулирование поведения человека в целом. Поскольку психика человека всегда функционирует как единое целое, недостаточная сформированность отдельных компонентов внутри одной зачастую вызывает дефект и в развитии другой. Так, например, недостаточное эмоциональное развитие ребёнка может привести к трудностям при формировании волевых качеств или мотивации к обучению.
В процессе подготовки ребёнка к школе родители в первую очередь обращают внимание на те компоненты психической деятельности, которые, на их взгляд, являются наиболее значимыми. Однако желательно при этом представлять себе, как включаются в деятельность обучающегося ребёнка и все другие компоненты, чтобы, по крайней мере, учитывать их вклад в общий результат.
Необходимо признавать равное значение развития всех сфер и компонентов, т. е. подбирать упражнения, игры, способствующие развитию ощущений, эмоций, внимания, памяти, мышления, воли и т. д.
Действительно, это верный путь. Однако он тоже не является простым и однозначным. Многие родители, закупив пачку развивающих тетрадей, книг, пособий и игр, ежедневно тратят много часов, не щадя своих сил, чтобы внимание, память, мышление ребёнка соответствовали необходимому возрастному уровню; но далеко не всегда результаты соответствуют ожиданиям. Казалось бы, ребёнок научается бойко выполнять предлагаемые ему задания, но, к сожалению, впоследствии ему это мало помогает. В чём же причина? Развивающая и коррекционная работа во многих случаях носит узконаправленный характер: взрослые развивают и корректируют только отдельные компоненты психической деятельности, забывая при этом о целостности психики.
Многие родители пребывают в твёрдой уверенности, что задания для детей 6-7 лет по подготовке к школе - сущий пустяк и что их чадо способно справиться с заданиями во много раз сложнее предложенных авторами пособий. Некоторые родители, выполнив совместно с ребёнком упражнения для детей 5-6 лет, утверждают, что они недостаточно сложны для сына (дочери, поэтому начинают заниматься с ребёнком по учебникам для 1-го, а порой и для 2-го класса, рассказывая всем, что ребёнок справляется с заданиями легко и непринуждённо. Однако такие действия родителей едва ли можно назвать правильными. Во-первых, через 1-2 года ребёнка будут учить в школе примерно по таким же учебникам, и тогда ему станет неинтересно повторять уже пройденное. Более того, эффект узнавания знакомого материала способен помешать ему серьёзно заниматься, поскольку может создать иллюзию, что он уже и так всё знает. Во-вторых, даже если в чем-то ребёнок и оказывается на высоте, это свидетельствует в равной мере, как о его выдающихся способностях, так и о том, что его просто натаскали на выполнение данного вида работ. Не исключается и такой вариант: ребёнок, например, быстро решает задачи, но не умеет элементарно пересчитывать предметы, хотя считает до тысячи и даже больше.
Всё выше сказанное свидетельствует о том, что при подготовке ребёнка к школе (и при обучении вообще) ни в коем случае нельзя форсировать события, забегая вперёд в надежде на одарённость ребёнка. Ведь каждому возрастному периоду соответствует опредёлённый этап развития той или иной сферы психической деятельности.
Кроме того, обучая ребёнка, взрослые должны учитывать не только возрастные, но и индивидуальные его особенности. Ведь нет ни одной методики преподавания, которая бы подходила для всех детей данного возраста. Поэтому в настоящее время всё чаще звучат речи в защиту индивидуализации обучения, главной целью которого является сохранение уникальности каждого ребёнка и дальнейшее её развитие.