Юлия Подергина
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Вот и заканчивается дошкольное детство, через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Готовы ли они к школьному обучению и что такое готовность ребенка к школе?
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя множество компонентов. Из чего же она складывается, по мнению психологов? Было доказано и практикой показано, что навыки чтения, счета, письма, усвоенные еще в дошкольном возрасте, не обеспечивают успешность школьного обучения ребенка. Обратной стороной такого повышенного внимания к обучению ребенка этим навыкам приводит к тому, что остаются без внимания и оказываются несформированными другие важнейшие компоненты школьной готовности.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
В итоге все больше детей к первому классу говорят, что не хотят идти в школу, не хотят учиться. Обнаруживается, что они не готовы слушаться взрослых, не способны на требуемом уровне контролировать свои эмоции и поведение, недостаточно самостоятельны в самообслуживании, затрудняются в установлении контактов со сверстниками и новыми для них взрослыми.
Скучая на уроках в первом полугодии первого класса (когда проходят знакомый для ребенка материал : учат буквы, цифры) и, привыкнув ничего не делать, ребенок с трудом втягиваются в работу в дальнейшем. Раннее чтение не гарантирует его качества. Беглый счет не обеспечивает способности понимать суть задачи и т. д.
Какие компоненты включает в себя психологическая готовность ребенка к школьному обучению (распечатка).
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т. е. на языке психолога – мотивация к обучению. Одним из показателей сформированности учебной мотивации является готовность ребенка принять позицию ученика. Эта позиция предполагает доверие к учителю как к носителю достоверной и полезной информации, способному обеспечить обучение и развитие ребенка, а также готовность ребенка действовать по инструкции или заданию.
Помимо стремления войти в мир взрослых, важным показателем мотивационной готовности является познавательная активность. Если ребенок в 6-7 лет задает мало вопросов или не задает их вообще – это показатель угасания познавательного интереса к окружающему, показатель интеллектуальной пассивности, которая может стать причиной отставания в учении.
Далее немаловажным компонентом готовности к школе является интеллектуальная готовность. Это соответствующий уровень развития и организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.
При поступлении в школу мышление ребенка должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Однако на практике можно столкнуться с такой ситуацией, когда, обладая способностью решать хорошо задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной или словесно-логической форме. Бывает и наоборот ребенок может вести рассуждения, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К показателям интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению также можно отнести:
- способность ребенка воспринимать многообразные свойства, признаки предмета. А также способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные.
- высокое развитие зрительной и слуховой памяти.
- способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).
- развитие мыслительных операций (сравнение, классификация, анализ, сериация).
- способность гибко, творчески мыслить, критически оценивать свои действия.
Третий компонент – эмоционально-волевая готовность. Это достаточно высокий уровень произвольной регуляции ребенком своих эмоциональных состояний.
Эффективность самого обучения во многом зависит от того, как ребенок эмоционально относится к учителю, к предложенному им заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи. К концу дошкольного периода познавательные процессы ребенка (память, внимание, воображение) приобретают важную черту – произвольность. Как следствие ребенок становится способен контролировать свое поведение (свои действия, поступки, эмоциональные реакции, речевое поведение). И как следствие развитости произвольности психических процессов является формирование у ребенка сознательного волевого управления своим поведением и эмоциями.
Важно, чтобы ребенок не просто умел стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не боялся отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, т. к. невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, ошибок, срывов. Удивление при встрече с новым, любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой частью мыслительной деятельности.
Четвертым немаловажным компонентом готовности к школе является социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения). Это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Т. е. у ребенка должно быть сформировано умение устанавливать взаимоотношения с окружающими в зависимости от сложившейся ситуации. Ребенок должен уметь подчиняться принятым в школе правилам и нормам, должен уметь действовать совместно с другими детьми и взрослыми, согласовывать свои действия.
Немаловажную роль в этом играет речевое развитие ребенка, т. е. он должен уметь пользоваться словом для произвольного управления своим поведением. Хорошо развитая речь является в свою очередь важной предпосылкой к усвоению письма.
Также данный компонент психологической готовности предполагает и определенный уровень развития у ребенка коммуникативных навыков, т. е.
- ребенку необходимо быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми,
- уметь вступать в контакт с людьми,
- быть дисциплинированным, оказывать помощь, поддержку, а также руководить совместной деятельностью.
Также хочется отметить, что ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку и в течение урока и всего учебного дня.