Юлия Бобул
Консультация для родителей «Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это очень важный период в жизни человека, это время, когда формируется человеческая личность.
Очень трудно определить, правильно или не правильно ведет себя человек в тех или иных жизненных ситуациях. Однако есть такие правила поведения, которые дети должны соблюдать неукоснительно, ибо от этого напрямую зависит здоровье, безопасность, а, порой и жизнь. И одними из этих правил являются правила безопасности дорожного движения.
Публикация «Консультация для родителей „Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице“» размещена в разделах
Год от года растет интенсивность и напряжение дорожного движения на улицах наших городов, чему немало способствует развитие индивидуального транспорта. Статистика показывает, что именно его водители чаще всего оказываются повинны в детском дорожном травматизме.
Детский дорожный травматизм – это беда, часто горе. Улица, по которой движется автотранспорт, всегда была, есть и всегда будет зоной повышенной опасности для взрослых, а для детей – тем более. Недопустимо большое число детей, пострадавших в ДТП, требует от нас, взрослых, повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении.
Результаты многочисленных исследований показывают, что требования современного дорожного движения, зачастую бывают чересчур трудны для ребенка. И большая уязвимость детей, как участников дорожного движения объясняется, в значительной степени, особенностями их психофизиологического развития. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Важно помнить, что ребенок, это не маленький взрослый. Физически и психологически он еще не в состоянии полно воспринимать и анализировать ситуацию на дороге. Ребенок не отягощен жизненным опытом, однако беспечен и любознателен, внимание его рассеяно. Обзор окружающей обстановки для ребенка затруднен ввиду его небольшого роста, да и сам он может быть не виден водителю за стоящим или движущимся транспортом. Символика дорожных знаков и сигналов также оказывается не всегда понятна ребенку.
Еще одним негативным фактором является такая особенность психофизического развития детей как трудность идентификации звуков. Это приводит к тому, что даже дети, обладающие хорошим слухом не, не могут различить звук работающего двигателя, определить расстояние, на котором находится движущийся автомобиль.
Переходя дорогу, дети, в отличие от взрослых, способных издалека охватить взглядом и оценить ситуацию на дороге, начинают наблюдать и оценивать ее, только подойдя к самому краю дорожного полотна. Детям трудно одновременно совершать переход через дорогу и наблюдение со стороны, что ведет к еще бльшим рискам.
Однако, множество родителей считают, что 5-6-летние дети вполне могут самостоятельно переходить улицу с достаточно интенсивным движением. Но они забывают, какое огромное влияние на детей имеют эмоции. Под влиянием радости или интереса, дети забывают и об опасности, и об автомобилях, движущихся по дороге. Зачастую даже ребенок, хорошо знающий элементарные правила дорожного движения (а именно – правила безопасного перехода через дорогу, увидев на другой стороне дороги бабушку (подругу, собачку, воспитательницу и пр., может броситься ей навстречу, не глядя по сторонам. И в этом случае только мгновенная реакция водителя спасет ребенку жизнь.
Не следует также забывать о том, что дети очень подвижны. Особенно хорошо это заметно на остановках общественного транспорта – детям быстро надоедает стоять на одном месте, они затевают игры и могут неожиданно выбежать на проезжую часть.
Обучая детей азам правил дорожного движения, мы, взрослые, зачастую сами формируем не совсем верное представление у детей о безопасности. У них очень часто складывается мнение о ГАРАНТИРОВАННОЙ безопасности при пересечении дороги по пешеходному переходу.
Дети 5-6 лет зачастую твердо уверены, что движущаяся машина может мгновенно остановиться в случае опасности, что, увы, не является истиной. Важно не допускать закрепления у детей неверных представлений в этих вопросах.
Да, детский травматизм на дорогах – это беда, часто горе. Но мы, взрослые, не должны забывать, что есть, испытанные и эффективные средства для предупреждения детского травматизма. Ниже представлены некоторые общие рекомендации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА
1. Обучать и подготавливать детей к самостоятельному участию в дорожном движении следует начинать уже в дошкольном возрасте.
2. Объяснять правила дорожного движения детям необходимо на доступном и понятном им языке. 3. Следует твердо помнить основные элементы обеспечения безопасности детей дошкольного возраста :
- систематический надзор;
- обучение навыкам поведения на улице и личный пример родителей и других взрослых;
- при объяснении правил поведения на дороге не стоит концентрировать внимание детей на ужасах, несчастных случаях: они должны понимать опасность, но не бояться, иначе чувство страха парализует ребенка.
ЧЕМУ ЖЕ НАМ, РОДИТЕЛЯМ, НЕОБХОДИМО
НАУЧИТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ:
- переходить улицу под прямым углом там и тогда, где и когда это разрешено;
- идти по улице шагом, а не бежать, не спешить;
- уступать дорогу транспорту, не стараться перебежать улицу перед приближающейся машиной;
- ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а там, где нет тротуаров, – по левому краю дороги (обочине, т. е. навстречу движению транспорта;
- понимать опасность игр и шалостей на дороге, иметь правильное представление о героизме, храбрости, мужестве;
- пользоваться общественным транспортом.
И, самое главное, помнить, что прежде чем требовать от маленького человека соблюдений правил дорожного движения, спросите себя, а всегда ли соблюдаете их Вы. Ведь дети, в первую очередь, учатся у своих родителей, подражают им. И в ответе за жизнь, благополучие и здоровье наших детей именно мы – родители.