МААМ-картинки

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников с использованием нестандартного оборудования»

Ирина Груздева
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников с использованием нестандартного оборудования»

Консультация для родителей :

«Профилактика плоскостопия у дошкольников с использованием нестандартного оборудования»

С первыми шагами у ребёнка начинается процесс формирования стоп. Окончательно стопа формируется у ребёнка к семи-восьми годам. Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях.

Публикация «Консультация для родителей „Профилактика плоскостопия у дошкольников с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах

Нормальная или плоская стопа? Определить форму стопы можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1—1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда.

Как предупредить плоскостопие?

• обувь у ребёнка должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы;

• подошва детской обуви должна быть гибкой и иметь каблук (5-10мм, искусственно поднимающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов);

• обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке и не должна мешать естественному развитию ноги, сдавливая стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости;

• обувь должна быть максимально легкой, но с хорошим задником;

• помните, длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм;

• при определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца.

В дошкольном возрасте, пока свод стопы формируется, вылечить плоскостопие можно без оперативного вмешательства.

В качестве профилактики и лечения начальной стадии плоскостопия нужно выполнять различные упражнения, разработанные, как для лечения плоскостопия, так и для его предупреждения, делать массаж стоп, ходить босиком по различным неровным поверхностям.

Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл, который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой — неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.

Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, крышки, пробки губки, верёвочки, бусины и т. д. Необходимо сочетать разные по твёрдости и фактуре поверхности. Проявите фантазию и занятия будут не только полезные, но и интересные для вашего ребёнка.

Занятия на массажном коврике способны нивелировать вредное воздействие на детские ступни абсолютно ровных полов в наши квартирах – линолиума, ламината и ковролина. Передвижение по поверхности коврика имитирует так необходимую для физиологичного развития мышц малыша ходьбу по травке, гальке и песке. И если летом такой рельеф можно без проблем найти на улице, то с наступлением холодов выручит массажный коврик.

Лучшее место для коврика в доме – самое проходное.

Ходьба по массажным коврикам способствуют:

• улучшению работы внутренних органов, т. к на стопах ног находится множество акупунктурных точек;

• укреплению и улучшению работы мышц, связок стопы и голени;

• снятию напряжения мышц;

• улучшению кровообращения.

И все это – за несколько минут простейшей гимнастики в день!

В самом начале занятий рельефная поверхность может показаться непривычной для ног. Поэтому сначала нужно провести небольшую разминку:

- обычная ходьба по массажному коврику;

- ходьба по коврику приставным шагом (боком).

Затем постепенно в занятия вводятся упражнения на ортопедическом массажном коврике, которые отличаются предельной простотой и доступностью. С ними справятся даже малыши.

• Упражнение 1. Исходное положения – стоя, спина прямая. Ходьба по поверхности коврика вперед и назад. Назад начинайте двигаться, не разворачивая туловища. Со временем ребенок может помогать себе руками, подняв их в стороны, или, при желании, вверх. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

• Упражнение 2. Исходное положения – стоя, спина прямая. Поднятие на носочки. Легче это делать каждой ножкой по очереди. В идеале со временем малыш должен уметь ходить на носочках по коврику. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

• Упражнение 3. Исходное положение – стоя, спина прямая. Стояние на одной ноге, по очереди. Ручки в стороны или на поясе. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

• Упражнение 4. Исходное положение – стоя, спина прямая. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.

• Упражнение 5. Комплекс ребенок может закончить общеукрепляющим упражнением – пару минут свободно полежать на спинке. Бодрость на весь день гарантирована!

После таких усердных занятий проработанным мышцам и стопам необходима правильная опора, поэтому надо позаботиться о правильной обуви ребёнка. Малышам ортопеды рекомендуют выбирать модели со специальной стелькой и укрепленным задником.

Остается только вопрос: как сделать упражнения с ребенком регулярными?

Ответ: с помощью игры.

Планируя занятия с детьми младшего возраста, необходимо понимать, что принуждать малышей к тренировкам нельзя. Так можно «отбить» у них желание заниматься. Главным аспектом при планировании комплекса лечебной физкультуры для малышей 3-7 лет является игра. А нестандартное физкультурное оборудование нам в помощь.

На моих занятиях деткам очень нравятся такие упражнения:

«Раскатаем тесто». Перекатывание палки/скалки ступнями одновременно/поочередно на платочке (тесто). Далее выполнить упражнение «Сделаем пирожок».

«Сделаем пирожок». Складывать платочек разными способами пальцами ног.

«Ходьба по канату». Ходьба приставным шагом (боком) по верёвке или палочке большого диаметра.

«Уборка». Разложить на полу мелкие предметы (детальки от конструктора, игрушки из киндера, карандаши, скомканые кусочки бумаги и т. д.) и попросить ребёнка помочь всё собрать.

«Магазин». В одном месте положить мелкие игрушки. Задача – перенести игрушки пальцами ноги в коробочку. Расстояние не менне1 метра.

«Рисование ногами».

«Колючие ежики». Катать массажный цилиндр ногами.

«Эвакуатор». На платочек ставится не тяжёлый предмет лучше машинку. Задача - за уголок передвигать платочек с предметом.

«Камушки в воде». Понадобятся 2 таза с тёплой и прохладной водой. В таз с тёплой водой набросать камушки разного размера. Задача – перекладывать камушки пальцами ног из одного таза в другой. Выполняя данное упражнение, ребёнок ещё и закаляется.

«Спасатели». Для этого упражнения понадобится гимнастическая шведская стенка. На верхней ступеньке сажаем игрушку. Задача – добраться до игрушки и спуститься обратно.

Игры для профилактики плоскостопия

«Дождь»

Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т. д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:

Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!

Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.

«Подъемный кран»

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят:

Я сейчас подъемный кран.

Он на стройке великан.

Груз тяжелый поднимает.

Как построить домик — знает.

«Переправа»

Сегменты дорожки (деталь коврика – пазла) раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.

«На водопой»

Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:

Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой топал слоненок. (Ходьба широким шагом.)

За мамой-лисицей крался лисенок. (Ходьба на носках.)

За мамой ежихой катился ежонок. (Ходьба на пятках.)

За мамой-медведицей шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)

Игра «Подъемный кран».

Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.

Игра «Цапли».

Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую, удерживая равновесие.

Игра «Космическая карусель».

По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы, строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.

«Топталки»

Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте.

Я бегу, бегу, бегу,

Не споткнусь, не упаду!

А услышу «Стоп!»

Сделаю топ-топ!

«Ча-ча-ча»

Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках.

Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.)

Печка очень горяча! (Ходьба на носках.)

Чи-чи-чи! (И т. д.)

Печет печка калачи!

Чу-чу-чу!

Будет всем по калачу!

Чо-чо-чо!

Осторожно, горячо!

Для игры можно использовать дорожки.

«Юла»

Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем.

Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.

«Трясина»

Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).

Здесь глубокая трясина,

Вся вода покрыта тиной.

Есть лишь узкая дорожка.

Я шагаю понемножку.

Осторожненько пойду

И трясину перейду.

«Собери ногами!»

По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.

Захвачу предмет стопой

И возьму его с собой:

Я несу, за ним слежу,

И в коробку положу.

«Зоопарк»

Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т. д. Для игры можно использовать дорожки.

Уважаемые родители! Я представила упражнения, выполняемые для профилактики и лечения плоскостопия начальной стадии. Если же у ребёнка поставлен диагноз плоскостопие или плоско-вальгусная деформация, то рекомендации по подбору комплекса упражнений Вы получите у лечащего врача.

И помните, плоскостопие лучше предупредить!

Публикации по теме:

«Праздничный салют». Коллективная работа с использованием нестандартного оборудования. Мастер-класс«Праздничный салют». Коллективная работа с использованием нестандартного оборудования. Мастер-класс Прямо в небо пушки бьют Это праздничный салют Бах, ба, бах! И бух, бу, бух! Аж, захватывает дух. В небе вспыхнула звезда. Вот так чудо.

Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования.Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования. Образовательная область: «Физическое развитие» Цель: Разнообразить игры и упражнения детей на свежем воздухе. Задачи: 1. Развивать меткость,.

Конспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» во второй группе раннего возраста Цель: Активизировать двигательную и познавательную деятельность детей, развивая мелкую моторику рук с использованием нестандартного оборудования.

Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия»Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки»Самомассаж с использованием нестандартного оборудования  «Волшебные перчатки» Здоровье ребёнка в наших руках! Существует огромное количество методов и приемов по воспитанию и укреплению здоровья с самого рождения.

Статья «Разнообразие двигательной активности детей с использованием нестандартного физкультурного оборудования» Вопрос о физическом развитии дошкольников в настоящее время стоит остро, как никогда. Эпидемия гиподинамии, захватившая взрослое и подростковое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников с использованием нестандартного оборудования»
Опубликовано: 13 января 2020 в 12:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников с использованием нестандартного оборудования»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Груздева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД