Ирина Зайцева
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что двигательная активность детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в этом возрасте имеет большое значение. Также эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний.
Причины развития плоскостопия :
наследственная предрасположенность;
неправильно подобранная обувь;
малоподвижный образ жизни, приводящий к слабости мышц и связок стопы;
излишняя нагрузка на стопу вследствие избыточной массы тела или неблагоприятного воздействия слишком интенсивных беговых и прыжковых упражнений;
специфические заболевания (рахит, полиомиелит, ДЦП и др.) и травмы стопы (ушибы, повреждение мышц и связок и др.)
Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное значение.
Стопа ребенка состоит из мягких хрящевых тканей, которые легко деформируются под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Частичное формирование свода стопы (окостенение суставов и связок) происходит к 7-8 годам, а окончательное – к 16 годам.
Данный факт свидетельствует о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для проведения профилактических мероприятий, но и для коррекции уже имеющихся отклонений опорно-двигательного аппарата.
В дошкольном возрасте организм ребенка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы должны включаться в утреннюю гимнастику, использоваться на физкультурных занятиях, прогулках, подвижных играх, а также дома.
Упражнения для коррекции стопы.
1. Ходьба на носках в среднем темпе 1-3 мин.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 мин.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 мин.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков, шишек, салфеток пальцами ног в течение 1-3 мин. (поочередно каждой ногой).
11. Сгибание-разгибание пальцев ног, сведение-разведение пяток и носков; круговые движения стопами внутрь и наружу в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине, животе).
Очень полезно в домашних условиях выполнять следующие массажные упражнения:
1. «Камни на сковородке». Понадобятся 1-1,5 кг плоских морских или речных камней, помещенных в емкость с низкими бортиками (подойдет обычная чугунная сковородка). Сковородка храниться под ванной, никому не мешает, но каждое утро она достается и помещается возле умывальника. Ребенок в процессе умывания, чистки зубов стоит не на полу, а на сковородке. Но не просто стоит, а переступает, «топчется» с ноги на ногу, перекатывается с пяток на носки. Подошвы стоп получают полезный массаж, за счет которого тонизируются и внутренние органы.
2. «Камешек в колечко». Ребенок сидит на полу, перед ним лежит 4 кольца (диаметр 20-30 см) и 4 плоских камешка. Пальцами ног нужно разложить камешки по кольцам.
3. «Самомассаж». Хождение по массажным коврикам, самомассаж стопы массажными мячиками и специальными массажерами.
Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны не только на основе физических упражнений и массажа, но и при комплексном использовании гигиенических и природно-оздоровительных факторов.
Гигиенические факторы включают:
- гигиену обуви и правильный ее подбор;
- гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.
Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:
1. Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части ступни припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение стопы за счёт ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок.
2. Обувь должна быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения. В то же время стопа ребенка не должна «болтаться» в обуви.
3. Обувь ребенка должна быть сделана преимущественно из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы.
4. Подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет каблук (5-10 мм). Многие производители делают подошву очень жесткой, практически не гнущейся. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25 градусов.
5. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это также приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.
6. Недопустима слишком мягкая подошва, так как способствует формированию плоскостопия по жесткому грунту, асфальту и полу. (чешки, вязаные тапочки)
7. Совсем не детская обувь – шлепанцы, формируют некрасивую походку, и самое главное, повышают вероятность получения ребенком травм.
8. По весу обувь – максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.
9. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию (плоско-вальгусные стопы).
10. Хорошая вентиляция обуви. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутри обувного пространства необходимы конструктивные
Следует остановиться отдельно на спортивной обуви, наличие которой обязательно при проведении физкультурных занятий на улице и в зале.
Гигиенические требования к спортивной обуви:
минимальная масса, натуральный, мягкий, дышащий материал верха и стельки предохраняет стопу от перегревания и потливости;
гибкая, нескользкая подошва обеспечивает безопасность двигательной деятельности;
наличие супинатора в стелечной поверхности подсводной части обуви создает амортизационные свойства при беге и прыжках, снижает ударную нагрузку на стопу и на опорно-двигательный аппарат в целом;
соответствие обуви размерам стопы, возможность свободного движения пальцев в носочной части, закрытая носочная и пяточная части придают устойчивое положение стопе. Обувь с открытым носом или пяткой не является спортивной.
надежная фиксация в голеностопном суставе до щиколотки или выше без сдавливания и ограничения движений, верх обуви полностью закрывает подъем стопы. Именно поэтому для занятий физическими упражнениями не подходит открытая в верхней части обувь типа «чешки», «балетки», даже если она на резиновой подошве, т. к. в должной мере не удерживает стопу и не защищает травм.
Современными производителями представлены разные модели спортивной обуви для детей дошкольного возраста. Как показывает практика, наиболее оптимальный вариант - это полукеды, кеды на шнурках, липучках, застежках, соответствующие приведенным выше гигиеническим требованиям.
Родителям следует знать, что спортивная обувь нужна ребенку только для физкультуры и вредна для повседневного ношения в группе или на улице. Тяжелая кроссовая обувь, предназначена, как правило, для прогулок, а не для занятий физическими упражнениями.
Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.
Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов.
Очень полезны для детей ходьба босиком в теплое время года по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., в холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам (емкости с промытой речной галькой).
ВНИАНИЕ! Не стоит впервые приучать ребенка к босо хождению зимой, но весной и летом он вполне может бегать босиком по полу дома, по траве или песку на даче.
Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.
Таким образом, комплексное использование не только в детском саду, но и дома гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также физических упражнений и массажа позволит укрепить свод стопы у наших воспитанников, осуществить профилактику плоскостопия.
Спасибо за внимание!