Получи документы

Консультация для родителей «Профилактика отклоняющегося поведения»

Оксана Довженко
Консультация для родителей «Профилактика отклоняющегося поведения»
▼ Скачать + Заказать документы

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т. е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут, или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Темочки:

Профилактика отклоняющегося поведенияэто система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика.

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиацию, повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.

Вторичная профилактика предполагает раннее выявление нервно-психических нарушений, реабилитацию, работу с «группами риска».

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение. Она предполагает лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, предупреждение рецидивов. Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике. Существуют различные формы психолого-педагогической профилактической работы.

1. Организация социальной среды предполагает воздействие на социальные факторы для предотвращения нежелательного поведения. Это воздействие может быть направлено на общество в целом (создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению, на конкретную социальную группу (семья, школа, класс) или на конкретную личность. Организация социальной среды может включать:

- создание социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на формирование установок на здоровый образ жизни;

- работу с субкультурой через организацию молодежных движений, проведение акций, пропагандирующих здоровый образ жизни.

- волонтерское движение, предполагающее привлечение молодежи непосредственно к самой профилактической работе.

2. Информирование о сущности девиантного поведения и специфике его влияния на соматическое и психологическое здоровье. Информирование осуществляется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы, фильмов. Информирование не должно носить запугивающий характер и содержать подробную детализацию, так как это может стимулировать интерес и увеличивать мотивацию к проявлению девиации (особенно у подростков, которые в силу возрастных особенностей находятся в состоянии аппозиции с взрослым). Информация должна быть направлена на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Важно чтобы информация давалась своевременно, в соответствии с возрастными, гендерными и пр. особенностями. Информирование может быть эффективной работой со взрослыми, воспитывающими детей и подростков с девиантным поведением.

3. Активное социальное обучение социально-важным навыкам, реализуемое преимущественно в форме групповой работы. Это может быть тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию, тренинг аффективно-ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков и др. В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.

4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности являются познание, путешествия, походы, спорт, значимое общение, любовь, творчество, профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная деятельность и др. Данная форма реализуется в семейном воспитании как раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и грудиться. Также организация альтернативной деятельности широко используется при работе с уже сформированными девиациями.

5. Организация здорового образа жизни исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

6. Активизация личностных ресурсов. В качестве таких ресурсов могут выступать активные занятия спортом, творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста и пр. Они обеспечивают активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Примерами может быть получение девиантами необходимой информации, своевременной медицинской помощи.

Чтобы предотвратить девиантное поведение, можно использовать такую памятку:

- Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.

- Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину плохого поведения, учитывайте индивидуальность ребенка.

- Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.

- Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала девиантное поведение проявляется эпизодически.

- Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию

Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольников «Профилактика сколиоза» Искривление позвоночника, когда позвонки расположены не сверху вниз, а отклоняются влево и право, называют сколиозом. Для профилактики этого.

Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ»Консультация для родителей «Культура поведения родителей на праздниках в ДОУ» Прежде всего нужно знать, что праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей. Для того чтобы этот волшебный утренник.

Консультация для родителей «Наказания. Правила поведения для родителей» Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций. 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Профилактика отклоняющегося поведения»
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 16:09
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Профилактика отклоняющегося поведения»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Довженко (УИ 341969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД