Екатерина Дмитриева
Консультация для родителей «Профилактика миопии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения, занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, особенно у детей.
Быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться о своем здоровье и здоровье детей. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Факторы влияющие на деятельность зрительной системы
Гигиенические условия
Питание
Занятия спортом
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика миопии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Учет возрастных особенностей развитие детей при распределении зрительных нагрузок
Гигиенические условия
Комфортное для глаз рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, а лучи света недолжны попадать прямо в глаза.
Питание
А, С, Е, D, группы В
Занятия спортом
Некоторые виды спорта полезны для профилактики миопии (плаванье, бег, танцы, футбол, баскетбол, езда на велосипеде)
Особенности формирования зрения у детей
Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси глаза становиться среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко- остроте зрения.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Зрительное восприятие - это способность почти непрерывно получать (принимать) глазами разнообразную информацию, поступающую к нам извне, способность осмысливать то, что видишь.
Д/И «На какую фигуру похож предмет?»
Д/И «Найди бантик»
Д/и «Разрезные картинки»
Д/и «Собери картинку»
«Лабиринты»
"Выложить палочками"
Обязательным компонентом профилактической работы с детьми, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей.
Для воспитанников старших групп можно проводить зрительную гимнастику по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т. п. необходимо учитывать быстроту реакции детей.
Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий.
Гимнастика для глаз показана всем, кто испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.
Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Условия проведения зрительной гимнастики
Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.
Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка. Воспитатель прямо перед детьми и с помощью указки проводит зрительную гимнастику.
Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения направленные на развитие зрительного анализатора.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
Фиксировать положение головы
Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.
Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.
Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
Зрительная гимнастика помогает
Снять физическую и психоэмоциональную напряженность
Тренировать вестибулярный аппарат
Развить зрительную координацию
Укрепить мышцы глаз
Развить зоркость и внимательность
Улучшить зрения
Комплекс упражнений
Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом профилактической работы с детьми, которая:
- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепляет мышцы век;
-снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.