Чухнина Галина
Консультация для родителей. Профилактика дисграфии и дислексии
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Профилактика дисграфии и дислексии
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Школа для ребенка – это новая жизнь, с которой ему никогда не приходилось сталкиваться в предыдущие годы своей жизни. Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования.
При рассмотрении вопроса о готовности ребенка к школе необходимо учитывать его речевую готовность, т. е. уровень усвоения ребенком родного языка. Речь детей, поступающих в первый класс, должна отвечать определенным требованиям.
Публикация «Консультация для родителей, Профилактика дисграфии и дислексии» размещена в разделах
Речевая готовность ребенка к школе имеет несколько компонентов:
1. Сформированность звуковой стороны речи.
Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Сформированность фонематических процессов («звукового» слуха, умение слышать и различать фонемы (звуки)русского языка.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как слышат и говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушениями фонематических процессов.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т. е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (фонемы, установление их количества и последовательности. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. При нарушении звукового синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово.
Нарушения звукобуквенного анализа и синтеза служат причиной появления специфических нарушений чтения и письма – дислексии и дисграфии.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Риск возникновения данных нарушений возрастает, если у ребёнка в дошкольном возрасте наблюдались тяжёлые нарушения речи.
К мерам ранней профилактики нарушения чтения и письма относится целенаправленное развитие у ребёнка тех психических функций, которые необходимы для адекватного овладения эти навыками:
1. Развитие моторики, графомоторных навыков;
2. Развитие зрительного восприятия;
3. Развитие слухового восприятия;
4. Развитие речевого дыхания;
5. Развитие силы голоса;
6. Развитие артикуляционной моторики;
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
8. Развитие словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
Предложенные ниже игры и упражнения, в большинстве своем можно использовать устно, занимаясь совместным с ребенком делом, гуляя на улице и т. п.
При недостаточно развитом фонематическом слухе и фонематическом восприятии процесс становления устной речи, и, как следствие, процесс письма, затруднены.
С дошкольниками важно проводить следующую работу по развитию фонематического слуха и восприятия.
1) Учить различать речевые и неречевые звуки, используя игры на развитие слухового внимания:
«Шумящие коробочки» ( разнообразное содержание коробочек: скрепки, соль, горох и т. д.);
«Кто как кричит?» (включаем магнитофон и узнаем голоса животных);
«Кто тебя позвал?» (узнай по голосу);
«Угадай по звуку» ( определение предмета по характеру звука: ложечка в стакане, бубенчик, шуршащая бумага).
2) Упражнение на различение речевых звуков:
«Поймай звук [а]» (педагог называет ряд гласных звуков А, О, У, А, Ы, А, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [а], затем «ловим» другой гласный звук).
3) Игры на определение места звука в слове (дидактические игры «Паровозик», «Звуковой домик» : если звук в начале слова, кладем картинку в первый вагончик, если в середине, то в средний, если в конце, то в последний вагончик; в игре «Звуковой домик» играем по такому же принципу. Эти игры несложно сделать самим, проявив фантазию и творчество, подключив к их изготовлению ребенка).
Игры и упражнения для предупреждения дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
1. Назвать количество и последовательность звуков (АУ, УАИ, АУО).
2. Назвать начальный гласный в ударной позиции (окунь, игры, аист, ужин).
3. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество (сок – 1 лог, сани – 2 слога, сапоги – 3 слога).
4. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков (мак – 1 слог, сани – 2 слога, минута– 3 слога).
5. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (Аня – начало слова, шкаф – середина слова, луна – конец слова).
6. Назвать гласные в слове (стул – гласный У, утки – гласные У, И, улица – гласные У, И, А)
7. Игра “Цепочка”. Один из играков называет слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ры, ры-ба)
Упражнения, направленные на предупреждение аграмматической дисграфии, развитие словарного запаса, грамматического строя речи.
1) «Назови несколько» (образование множественного числа имен существительных)
Лампа – лампы стул - дерево – глаз – окно – день – пень – лоб – ветер – платье – ухо – медвежонок – бельчонок – дом – гусь -
2) «Исправь ошибку»
Дрова рубят топору. Сахар кладут в сахарнице. Поезд заехал к станции.
3) «Закончи предложение»
Например, изменяя слово вода.
Девочка загорает у. .
Мальчик выходит из. .
Кораблик плавает по. .
Рыбак стоит около. .
Чайка летит над … .
4) «Один – два – три…» (согласование существительных с числительными)
Предложите ребенку закончить каждое словосочетание, например четыре стула, а пять (стульев).
Три шара, а пять…. Два медведя, а пять…
Три вилки, а пять … Одна конфета, а шесть…
Четыре пальца, а десять… Один олень, а восемь…
Одна капля, а семь… Один лоб, а два…
Два уха, а шесть… Две головы, а пять…
Одно зеркало, а пять… Одна шея, а пять…
5) «Вопрос – ответ»
Взрослый задает вопрос – ребенок отвечает словосочетанием или предложением. Затем меняйтесь местами.
Например: Где живет белка? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.)
6) «Подбери маленькое слово (предлог)».
Предлагаем два варианта
А) Взрослый читает первую часть предложения, ребенок должен закончить предложение. Лучше использовать подходящие картинки.
Собака живет. (будка). Таня катается. (горка).
Машина стоит. (дом). Мяч лежит. (стол). Собака сидит. (будка)
Ваза стоит. (стол). Миша вынул тетрадь. (портфель).
Б) Взрослый читает предложение, пропуская предлог. Ребенок должен произнести предложение правильно.
Например:
Лиса забежала. нору. Лиса выбежала. норы.
Лиса подбежала. норе. Лягушка запрыгнула. кочку.
Лягушка спрыгнула. кочки. Лягушка перепрыгнула. кочку
7) «Большой – маленький» (образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов)
Взрослый называет большой предмет и предлагает ребенку назвать маленький.
Например: Стол– столик,
банка– … стул – … бант – … кольцо.
ключ – кровать – зеркало – шишка –
кукла – жук – стекло - лес –
часы – банка - лицо – сапоги –
8) «Скажи какой»(образование имен прилагательных)
а) Образование относительных прилагательных
Взрослый называет, из чего сделан предмет, а ребенок должен сказать какой он (т. е. заменить словосочетание из существительных словосочетанием из прилагательного и существительного)
Например: Мяч из резины – резиновый мяч.
Кораблик из бумаги –. Шарф из шерсти – …
Пряник с медом –. Пюре из картофеля – …
Крепость из снега – … Дом из камня – …
Дом из кирпича – … Шляпа из соломы - …
Платье из шёлка – … Кольцо из золота – …
Монета из меди – … Ложка из олова – …
Платок из пуха – … Сумка из кожи – …
Чашка из фарфора – … Миска из глины – …
Шуба из меха – … Стул из дерева – …
б) Образование притяжательных прилагательных
Предложите ребенку добавить слова в предложение.
Например, у лисы хвост ЛИСИЙ
У зайца уши … и хвост тоже…
У коня хвост, а у петуха – …
У медведя хвост, а у волка – …
У кошки голова, а у собаки – …
У мыши хвост, а у рыбы…
У верблюда голова, а у черепахи.
У вороны крылья –, а у орла – …
У мамы тапочки, а у бабушки – …
У Тани тетрадь –, а у Леши – …
У папы зонт, а у дедушки – …
9) «Подбери цвет»
Взрослый называет предмет, либо предъявляет картинки, ребенок к названию предмета подбирает название его цвета.
Например: Помидор – красный помидор; репа – желтая репа; огурец-
10) «Высокий и зеленый» (согласование прилагательных и существительных)
Взрослый предлагает ребенку добавить к каждому данному существительному прилагательные ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЁНЫЙ (по типу «СОЛНЦЕ КРУГЛОЕ и ЖЕЛТОЕ»)
Дуб какой? – Трава какая? –
Дерево какое? Деревья какие?
Аналогично: СИНИЙ и ГЛУБОКИЙ
Море какое? – Океан какой? –
Река какая? Оз ра какие? –
ЖЁЛТЫЙ и КРУГЛЫЙ
Репа какая? – Солнце какое? –
Шар какой?– Мячи какие? –
КРАСНЫЙ и СПЕЛЫЙ
Помидор какой? – Яблоко какое? –
Малина какая? – Ягоды какие? –
11) «Подскажи словечко» (образование глаголов при помощи приставок)
Попросите детей закончить предложения
Машина в гараж въехала, а потом из гаража (выехала)
Велосипедист на горку заехал, а потом с горки…
Грузовик по дороге поехал, а потом через мост.
Мальчик к забору подошел, а потом от забора…
Весной птицы прилетают, а осенью …
На дерево залезают, а с дерева …
В дом входят, а из дома …
По дороге ходят, а через дорогу …
Птицы через дорогу перелетают, а змеи…
Воду в стакан наливают, а из стакана …
Через веревочку перепрыгивают, а вверх …
Воду в стакан доливают, а песок…
Воду нечаянно разлили, а крупу …
Глазами не все рассмотрели, а ушами не вс …
Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку…
12) «Измени слово» (образование прилагательных от существительных и наречий)
Например: дорога (длина) – длинная дорога; погода (весна) – …; утро (рано). ; ночь (лето) – … ; книга (интерес) – …; вечер (поздно) – …
– «Предложение рассыпалось»
13) Из слов, данных в беспорядке, составить предложение
Например: Хлеб, Лена, резать. Интересный, Витя, книга, читать.
14)«Назови детеныша»
К названию животного подобрать название его детеныша.
Например: Волк – волчонок, лиса –, заяц –. , медведь –. , олень– ,
лягушка –, лось –, белка – … и т. д.
15) «Подбери родственные слова». Примерные группы слов: снег, снегирь, снегурочка, снеговик, снегопад; лес, лесной, лесник, лесовод.
Письменная речь – это структура, включающая множество речемыслительных, зрительных и кинетических операций Трудности усвоения школьной программы у учащихся начальных классов часто возникают из-за нарушения письма, которое встречается у детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития, а также у детей с сохранной устной речью. В основе этого нарушения лежит несформированность некоторых психических функций.
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников сводится к развитию зрительно-пространственных функций, формированию зрительного анализа и синтеза, что необходимо для дифференциации печатных букв русского алфавита, так как они состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов. Это приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.
Могут ли родители выявить предпосылки оптической дисграфии? Да, используя следующие задания:
понимания пространственных предлогов (покажи, где лежит
ручка: на тетради, под тетрадью, в тетради);
навыка называния ребё нком пространственных предлогов: в, внутри, возле, вокруг, впереди, до, за, из, из-за, из-под, к, между, на, навстречу, над, напротив, o, около, от, перед, по, под, позади, посередине, при, с, сбоку, сзади, у, через;
представления о форме и величине предметов (назови геометрические фигуры; покажи, где высокое дерево, а где низкое; покажи, где среднее яблоко);
навыка ориентировки в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу. (Покажи правой рукой левое ухо; какой предмет находится справа от тебя);
умения узнавать предметы в усложненных условиях (наложенные друг на друга, перечёркнутые линиями);
зрительного анализа и синтеза (Игра «Найди отличия»).
Если ребёнок старшего дошкольного возраста затрудняется в выполнении данных заданий и допускает ошибки, это будет свидетельствовать о наличии у него предпосылок оптической дисграфии. Работу по профилактике лучше начинать с раннего возраста, уделяя внимания развитию зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственным представлениям, тогда в старшем возрасте можно будет больше работать над развитием зрительного анализа и синтеза, над развитием графических навыков и дифференциацией смешиваемых букв.