Анастасия Пархоменко
Консультация для родителей «Приучайте ребенка к труду!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Приучайте ребенка к труду!»
Что значит, подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!
У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком сложным, то пропадает и желание трудиться. Любой детский труд должны быть прежде всего посильными, и, конечно, приходится думать не столько о качестве пользы, сколько о педагогической значимости.
Взрослый может помогать малышу, увлекая его своим примером, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка. Если у ребенка что-то не получается с первого раза, поддержать и помочь.
Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию. Дети учатся наблюдать изменения в развитии окружающего их живого мира, начинают лучше понимать его.
Старайтесь, чтобы ребенок пытался что-либо смастерить сам. Это можно сделать, например привлекая ребенка к изготовлению, игрушек. В такой работе дети познают свойства различных материалов, учатся элементарному планированию.
Овладение новыми представлениями и понятиями связано с напряжением нервной системы ребенка. Умственный труд вызывает большее утомление и требует более продолжительного отдыха, чем физический. Правильное сочетание того и другого содействует успеху в каждом из них.
Итак, что же может и должен делать ваш ребенок?
Для ребенка важнейшее средство трудового воспитания — игра. В игровой форме можно привлекать его, к трудовым поручениям по дому, пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль, убирает свои игрушки, учится ставить обувь на место, складывать свои вещи, убирать книги на место.
Собираясь заняться любым творческим делом, например лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте ребенку лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной ребенок может собирать опавшие листья в свое ведерко.
Шестилетний ребенок в состоянии, если он к этому приучен, замечать беспорядок в комнате, в своей одежде и устранять его сам или с помощью взрослого. Он уже отличает труд от игры. На самых простых, доступных примерах раскрывайте ему общественную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младшего братишки или сестренки, родителей.
Ко дню рождения бабушки смастерит вместе с ребенком открытку, или поделку, а к папиному дню рождения вместе с мамой — нарисуйте плакат.
Не только девочки, но обязательно и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: например, помыть и почистить овощи, сваренные для салата, и даже нарезать их. Нужно приучать, что перед этим надо обязательно помыть руки, надеть фартук.
На седьмом году возможности ребенка заметно увеличиваются, повышаются общая устойчивость организма и выносливость нервной системы. Движения его становятся более координированными и точными, развиваются тонкие движения кисти и пальцев рук.
Навыки самообслуживания каждый год жизни ребенка следует расширить. Теперь ребенок может постирать не только кукольные вещи, но и свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть пыль в своей комнате. Перебрать и красиво расставить свои игрушка. Если дома есть животные, не только дать им корм и сменить воду, но и ухаживать за ними, выгуливать, почистить клетку.
Папа должен научить дошкольника пользоваться ножницами, нетяжелым молотком, пилой-ножовкой, клещами. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!
Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.