Ирина Балябанова
Консультация для родителей «Природный материал и его польза в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Воспитатель: Балябанова Ирина Павловна
Городской округ город Бор
При работе с ребенком, наряду с разными видами конструктивной деятельности, рекомендуется конструирование из природного материала.
Публикация «Консультация для родителей „Природный материал и его польза в развитии ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Природный материал. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного,заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков.
Что бы дети не были гостями в природной мастерской,а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской-забавой, наполнением свободного времени или интересным делом. Изготовление игрушек, поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии.
С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Гуляя с ребенком во дворе,в парке,в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камушков и палочек можно создать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятия ребенка. Проходя мимо дуба, остановитесь, не спешите. Земля возле дуба усыпана желудями. Ведь это не желуди! Ведь если приделать ножки и раскрасить лицо, то получиться гномик! А вот красавица ель, а вот сосна! А что под елкой? Шишки?Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны еще совсем свежий, пахнущий смолой - видно ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой - узнаете? Да это же ежик! Наша задача воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел, необычное-в обычном, возможное в невозможном. Благодаря конструированию из природного материала дети попадают в удивительную страну, где можно познать радость созидания творчества.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и
руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить.
В дошкольном возрасте главной опорой для ребенка, главной сферой его нравственного роста и развития остается семья. Отец и мать являются самыми близкими и любимыми людьми,поэтому они играют главную роль в воспитании ребенка и должны показать ему образец нравственного поведения. Через их действия,поступки, отношения через всю атмосферу жизни в семье,через семейный уклад у детей формируется ответственное отношения к общему делу, трудолюбие и другие личные качества. Ребенок очень любит мастерить с родителями игрушки. Работа родителей и детей в изготовлении игрушек из природного материала дает реальное воплощения мысли и фантазии. Для общего развития очень важно настроения ребенка и общее удовлетворения. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
В заключении хотелось бы напомнить о замечательных свойствах природного материала :
-безопасен
-доступен
-дает возможность соприкоснуться с природой и окружающим миром.