Мария Васильева
Консультация для родителей «Применение игровых технологий в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для родителей
Проблема речевого развития детей младшего возраста очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача родителя заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное звукоподражание, научить произносить целые слова, активизировать речевой слух. С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Активно применяем эти технологии на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально.
Публикация «Консультация для родителей „Применение игровых технологий в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они подбирают слова, нужные звуки, подходящие по смыслу и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок включается в совместную работу. Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении. В процессе обучения речевых способностей ребенка мы в своей группе используем разнообразные методы и игровые технологии: артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику и пальчиковую, музыкотерапию, звукотерапию, куклотерапию, сказкотерапию, речевые и дидактические игры, направленные на развитие определенных компонентов речи.
Методы
1. Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
2. Дыхательная гимнастика.
Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребенка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, вертушками.
3. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать речевой слух и внимание; приобщаем детей к народному фольклору.
4. Куклотерапия.
При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.
5. Игры со шнуровками.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры тренируют усидчивость. Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение.
6. Дидактические игры
Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи дошкольников занимают дидактические игры. Дидактические игры, которые проводим на занятиях, мы применяем и в совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем наводящие вопросы, повторения за воспитателем, песни.
8. Пальчиковые игры. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Растирание» или «Потягивание», «Паучки» или «Крабики» (разминка каждого пальчика) «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки», «Домик», и т. д.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания. Таким образом, в результате образовательной деятельности с применением игровых технологий у детей преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Применение игровых технологий
Разберем одно из игровых пособий:
"Сундучок с пазлами"
Цель: добиваться правильного воспроизведения различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха.
Задачи: добиться правильного воспроизведения различных звукоподражаний; развить речевой слух; обогатить словарный запас.
Описание: сундучок состоит из 10 картинок, которые составляют части крупного пазла (коровка, козочка, барашек, котенок, собачка, гусь, лягушка, свинья, мышка, курица).
Правила игры: собираем пазл, изучаем животное, которое изображено на нем и с помощью стиха или песни называем правильный ответ.
Например: собираем пазл с коровой и сопровождаем картинку стихом –
Ест КОРОВА на лугу
Маки да ромашку,
Вкусным будет молоко
Чтоб сварить нам кашку!
Дальше можно работать с этой картинкой. Спрашиваем «Это корова?», «А как же мычит коровка?». Если ребенок молчит, отвечаем сами, затем побуждаем к ответу ребенка и повторяем.
Так же можно рассказать о животном, чтобы активизировать речевой слух.
Например: «Это корова. Она кушает травку. Она дает нам молоко. Она большая и добрая»