Елена Филимонова
Консультация для родителей «Праздники и развлечения в детском саду — основа творчества и формирования интересов детей» Часть I
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо помочь ребёнку через искусство
глубже осознавать свои мысли и чувства,
яснее мыслить, глубже чувствовать…»
Н. К. Крупская
Радостные, яркие впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их зрелищность и богатство могут согревать и украшать душу человека долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Праздники – это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Праздники являются действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребнка. Он развивает у него интерес к окружающему, воспитывает любовь к Родине, к труду, уважение к людям.
Публикация «Консультация для родителей „Праздники и развлечения в детском саду — основа творчества и формирования интересов детей“ Часть I» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Совместные переживания сплачивают детей в дружный коллектив, воспитывают чувство ответственности.
Праздник в детском саду является значимой частью детской жизни. Как сделать так, чтобы дети жили в преддверии чего-то нового и интересного, чтобы совместная подготовка являлась увлекательной и познавательной деятельностью для детей, родителей и педагогов? Удачному проведению праздника в детском саду способствует хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздники должны быть яркими, интересными и веслыми, наполненными разнообразными видами деятельности, направленными как на развлечение, так и на развитие творчества детей.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие таких психических процессов как память, внимание, создание атмосферы для развития речи ребнка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Подготовка и проведение праздника в детском саду – сложная и очень ответственная работа. Программу праздника надо составить так, чтобы в не можно было внести изменения. Она обсуждается на педагогическом совете, выбирается ведущий, обдумывается размещение детей и оформление зала.
Педагоги должны тщательно продумать предварительную работу с детьми, спланировать е. В календарный план необходимо внести занятия по развитию речи, экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, чтобы дети использовали полученные знания на празднике. В план занятий надо включать разучивание стихотворений, знакомство с репродукциями картин, рассматривание иллюстраций. Вся подготовительная работа педагогов детского сада должна быть пронизана основной идеей предстоящего праздника. Главная задача педагога, используя интерес детей, их увлечнность, синтезировать эстетическое и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми они уже овладели.
В любом празднике используются разнообразные виды искусств: литература, музыка, живопись, театр. Их использование помогает расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения ребнка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определнные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая пением.
Многообразие ярких впечатлений на празднике иногда может вызвать у детей рассеянность. Поэтому зал украшается заранее, чтобы дети могли его рассмотреть до праздника. Так же дети заранее должны примерить костюмы, привыкнуть к ним, чтобы на празднике себя чувствовать раскованно и непринужднно.
Иногда ребнок может на празднике раскапризничаться : или забыл слова, или не хочет танцевать с данным партнром – это не очень положительно сказывается на общем настроении, но педагог всегда должен найти возможность успокоить капризных детей и вернуть их в общий праздник.
Большое удовольствие доставляют детям индивидуальные и групповые выступления. Они могут показать различные танцы, а с помощью грима даже застенчивые могут преобразиться, войти в образ любимого персонажа и принять активное участие в общем празднике!
Чтобы снизить утомляемость детей, нужна частая смена видов деятельности. Для этой цели используются игры, аттракционы и представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Ни один детский праздник не обходится без подарков. Это заключительный этап. Сюрпризом могут быть: праздничный пирог, сладкие наборы, игрушки и т. д.
В работе над праздниками необходимо придерживаться следующих принципов:
- максимально вовлекать детей в музыкально-творческую деятельность;
- основой эмоционального настроя сделать занимательность;
- развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями;
- дифференцировать детей по склонностям и способностям;
- позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.
Виды праздников :
- народные и фольклорные: Капустные посиделки, Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Сороки, Зелные святки и т. д. ;
- православные: Рождество Христово, Вербное воскресение, Пасха, Троица, Покров и др. ;
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День знаний, День Победы и др. ;
- международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
- бытовые и семейные: выпуск в школу, день рождения, день смеха, традиционные праздники в детском саду или группе.
Каждому педагогу хочется сделать жизнь ребнка в детском саду содержательной, активной, интересной, творческой. Мы стремимся найти пути эстетического, духовно-нравственного и художественного образования детей, ищем примы для развития индивидуальных творческих способностей. Этому может способствовать проведение народных и фольклорных праздников, цель
которых – через фольклор познакомить детей с историей нашей Родины, с жизнью великих предков, с традициями, обычаями и обрядами русского народа.
Перед нами встают следующие задачи:
- развивающие – расширять кругозор в области устного и музыкального фольклора, развивать навыки музыкального восприятия;
- обучающие – формировать навыки исполнения разнохарактерных русских народных песен, обучать игре на русских народных инструментах;
- воспитательные – воспитывать любовь к народной музыке; прививать любовь к Родине, к русской природе; формировать положительные привычки через обряды и обычаи.
Обращение к такой форме проведения праздников не должно быть случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей определнных знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
Успешному осуществлению народных праздников способствуют следующие моменты:
- объединение детей и взрослых вокруг поставленной цели;
- тщательный подбор музыкального репертуара, художественной и научно-популярной литературы в соответствии с возрастом детей;
- определение участников праздника;
- рассматривание фольклорного праздника как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующей развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
- народные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учтом национальной принадлежности ребнка и родителей.
Фольклорные и народные праздники – важный элемент в развитии творчества детей и формировании интересов. Праздники в детском саду под звуки русской народной музыки, в народных костюмах, при соответствующем оформлении зала, позволяют детям лучше узнать историю своих предков, приобщиться к старине. Такие праздники неподвластны времени, их можно проводить каждый месяц.
Примерный тематический план детских календарных праздников :
Сентябрь «Капустные посиделки»
Октябрь «Покровская ярмарка»
Ноябрь «Кузьминки»
Декабрь «Зимние посиделки»
Январь «Святки»
Февраль «Масленица»
Март «Сороки»
Апрель «Вербное воскресение»
Май «Зелные святки»
При организации народных и фольклорных праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Постепенно в практику работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию входят православные праздники - Рождество Христово, Пасха, Покров, Троица. Знакомство с православными праздниками – это знакомство с важной частью духовной культуры русского народа, его историей, религией. Цель их: помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая строится на православных ценностях. Следует помнить, что любая выбранная форма проведения праздника должна быть наполнена таким содержанием, которое побуждало бы детей к размышлению о себе, вызывало эмоциональный отклик в душе каждого ребнка, формировало интерес к основам православной культуры, способствовало желанию изменить свои поступки в лучшую сторону. Важно, чтобы разговор о Христе, Богородице не был формальным, а для этого каждый ребнок должен быть активным участником праздника.