Ольга Сергеевна Гирина
Консультация для родителей «Правила проведения домашних занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в домашних условиях.
Задачи:
• Показать родителям значимость и важность выполнения домашних рекомендаций в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР.
• Познакомить родителей с правилами организации и проведения до-машнего занятия с ребенком.
• Познакомить с правилами выполнения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Самый благоприятный период для преодоления речевых нарушений – дошкольный возраст (до 7 лет). Именно в этом возрасте происходит становление и овладение речью. Важно не упустить его и вовремя начать коррекцию. На основании заключения ПМПК в дошкольном учреждении с ребенком с тяжелыми нарушениям речи (ТНР) работают специалисты: учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
При зачислении в логопедическую группу (группу для детей с тяжелыми нарушениями речи) многие родители ошибочно полагают, что все проблемы речевого развития их ребенка решены. Как правило, ожидания и надежды родителей полностью возлагаются на логопеда. Так происходит в том случае, если родители слабо понимают сложность и важность каждого из этапов коррекционного процесса. Для преодоления речевых нарушений необходима тесная взаимосвязь учителя-логопеда и родителей. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями являются домашние рекомендации (индивидуальная тетрадь для записей).
Значение логопедического домашнего занятия в процессе коррекции речевых нарушений ребенка очень высоко. Правильно организованные занятия помогают закрепить материал, изученный с логопедом, и научить ребенка пользоваться поставленным звуком в самостоятельной речи (этап автоматизации звука). Дети, которые занимаются дома с родителями по рекомендациям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
По мнению большинства родителей, организовать занятия с ребёнком дома очень непросто. Необходимо выделить время, чтобы сесть с ребёнком за стол, выполнить гимнастику для язычка, проговорить устные задания по лексике и грамматике, речевой материал для закрепления правильного зву-копроизношения. Часто родители сталкиваются с нежеланием ребенка вы-полнять рекомендованные упражнения. В такой ситуации очень важно заин-тересовать ребенка. В большинстве случаев помогает проведение занятия в игровой форме. Например, можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Даже любимая плюшевая игрушка может побеседовать с ребёнком.
Если систематически проводить домашнее занятия, у ребенка сформи-руется и закрепится привычка, а необходимость уделить немного времени не будет вызывать протеста и портить настроение.
Обычно рекомендации логопеда включают несколько блоков:
- артикуляционная гимнастика;
- упражнения на закрепление поставленного звука (автоматизация);
- дидактические игры на развитие лексико-грамматических конструк-ций;
- задания на развитие фонематического слуха, закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- задания на развитие графомоторных навыков.
Перед началом выполнения любого задания внимательно прочитайте задание, проговорите с ребёнком его выполнение.
Хочу отметить, что в начале занятия ребенок максимально со-средоточен и поэтому необходимо предлагать самый сложный блок работы - выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, которые на начальном этапе (подготовительном) не всегда получаются. Это может портить настроение ребенка, поэтому очень важна поддержка родителей, доброжелательный тон, похвала даже за самые незначительные успехи и попытки.
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражне-ний, направленных на выработку определенных положений языка, губ, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков, развитие подвижности и укрепление мышц органов речевого аппарата. Выполняется сидя, перед зеркалом. Ежедневно! За одно занятие предлагайте не больше 4-5 упражнений. Не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.
Затем можно переходить к заданию на автоматизацию поставленного звука, дифференциацию.
Автоматизация – это введение звука в слоги, слова, предложения, связ-ную речь. Предлагаются задания на закрепление звука в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Дифференциация – это различение звуков, схожих по каким-либо при-знакам. Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Лексико-грамматические упражнения: необходимы для того, чтобы уточнить и расширить словарь детей, научить их использовать в самостоя-тельной речи полученные знания, умения и навыки, развивать навыки словообразования, словоизменения, согласования числительных с существительными и т. п.
В тетрадях содержатся задания по развитию фонематического слуха, закреплению навыков звукового анализа и синтеза. Предлагается для закрепления изученного материала: характеристика звука, определение место звука в слове (начало, середина, конец, определение последовательности, количества звуков в слоге, слове, составление звуко-слоговой схемы слов, умение делить слова на слоги, определять их количество.
Задания на развитие графомоторных навыков - штриховки, раскраски, графические узоры, «печатание» слогов, слов - направлены на подготовку руки к письму. Для выполнения графических заданий рекомендуется предлагать ребенку простые и цветные карандаши (не фломастер, не ручку). Важно следить за осанкой ребенка, расположением тетради на столе, способствовать формированию правильного захвата карандаша.
Уважаемые родители, помните, успех коррекционной работы зависит от многих факторов, основными из которых можно считать сотрудничество, регулярность, систематичность. Только тесная взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения и родителей способна обеспечить достижение поставленных целей в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка.