Алборова Заида
Консультация для родителей «Правила осетинского этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Правила осетинского этикета.
Этикет - совокупность правил поведения и вежливости, принятых в каком - либо
обществе. Правила этикета является социальными нормами и опираются на
обычаи. Следование этикету было обязательным условием жизни в осетинском
обществе. Выдающийся русский ученый Всеволод Миллер, изучавший жизнь и
быт осетин писал, что в бедных осетинских домах «соблюдается этикет строже,
чем в европейских раззалоченных паллацах. Давайте познакомимся с некоторыми
видами этикета.
Публикация «Консультация для родителей „Правила осетинского этикета“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Речевой этикет
Существовали строго регламентированные формы обращения и приветствия.
Встречаясь, осетин непременно должны были поздороваться, даже если они были
незнакомы. Обычай здороваться за руку осетины переняли у других народов лишь
позднее. Еще в 70-х годах 19 века приветствовали друг друга сгибанием правой
руки в локте и обменом фразами: «Дае бон хорз уаед!» «Дае хъуыддаг раст уаед!»(
Да будет день твой хорош! Да будет дело правильным) существовали также строго
регламентированные правила разговора. Осуждалась торопливая и громкая речь, в
общественных местах не допускался азартный разговор. Беседа всегда протекала
плавно, без резких оборотов, не допускалась какая бы то ни было грубость и
вульгарность. Осетинская речь была полна метафор и условных оборотов. Крайне
неприличным считалось, если кто - либо начинал говорить, не выслушав до конца
собеседника, а тем более вмешавшись в чужой разговор. Кроме того, считалось
нескромностью со стороны молодого человека участвовать в разговорах со
стариками.
Этикет предусматривал отдельные формы приветствия мужчинами женщин и
ответные слова женщин, приветствия старшими младших и т. д.
Важное место в речевом этикете осетин имели благопожелания - арфаетае, которые
произносились в различных ситуациях. В них отражались идеалы народа.
Старшие и младшие.
Уважение к старшим - это было одно из самых отрадных явлений. Порой можно
было получить истинное удовольствие при виде то, как образованный осетин,
доктор, присяжный поверенный или генерал вставал перед простым, но старшим
летами осетинам.
Этикет предписывал определенные правила общения старших с младшими. Они
были основаны на системе возрастных классов, права и обязанности которых были
хорошо всем известны. У представителей старших возрастных классов, было
больше обязанностей как в семье, так и в обществе, а потому они имели больше
прав. Отношения между старшими и младшими отразились в многочисленных
пословицах и поговорках.
Вот некоторые из них:
«Хистаер - зондамонаег, каестаер - аегъдаухаесаег»
(Старший -учитель, младший - исполнитель) обычай
[ 1). ' и I. ' It ]
р- ' '' "Щ
«каестаераен иае хаес хистаермае хъусын»
Обязанность младшего слушать старшего)
«Хистаераен - кад, каестаераен - рад»
(Старшему - почет, младшему - черед)
Внутри семьи отношения между старшими и младшими также определялись
чувством приличия и стыдливости. Например, шестидесятилетний старик за всю
жизнь не позволил себе никогда показываться в одном белье престарелым
родителям, которые почти не видят и не слышат.
Такое развитие чувства стыдливости и приличия, распространялось на все
мельчайшие подробности жизни осетина как в семье, так и в обществе.
Младший, сопровождая старшего в дороге, должен был идти слева. Когда с пешим
стариком встречался всадник (молодой, он должен был соскочить с лошади, не
доезжая до старика, и идти навстречу старшему, ведя лошадь под уздцы. Первым
приветствовал старик, а младший скромно отвечал. Затем поворачивался и
провожал пешком старика до тех пор, пока тот не отсылал его идти своей дорогой,
благодаря за внимание. Отойдя сто шагов, младший вскакивал на лошадь и ехал
дальше. При встрече со старшими женщинами мужчины проделывали тоже самое.
Г остеприимство.
Гостеприимство было у осетин важным социальным институтом. Отношения
между хозяином (фысым) и гостем (уазаег) были строго регламентированы
обычаем и включали не только предоставлены гостю крова и пищи, но и
неограниченное покровительство и защиту. Хозяин, допустивший, чтобы в его
доме гость стал жертвой насия, получал кличку «уазаегхор»- гостеед». Клеймо
ложилось не только, но и на всю фамилию.
Принять гостя достойно было делом чести каждой семьи. Полагалось быть
вежливым не только к гостью, но и в отношениях между домочадцами.
Существовала такая поговорка: «Фысым йае куыдзыл куы хъаер каены, уаед аей
уазаег йаехимае аембары. (Если хозяин кричит на свою собаку, то гость это
принимает на свой счет).
Обычай гостеприимства имел и политическое значение, давая возможность
устанавливать и поддерживать добые отношения между народами Кавказа.
Особой торжественностью отличался прием почетного гостя. Его тут же окружали
мужчины, старые и молодые, отдавая дань уважения. Старшие усаживались рядом
с гостем, молодые стояли в стороне и только отвечали на вопросы. По обычаю не
полагалось спрашивать гостя, кто он и откуда. Когда же садились за накрытый стол,
гость должен был представиться. Ради почетного гостя непременно резали барана.
Трапеза в честь почетного гостя имела ряд особенностей. Ему подавали почётный
бокал (нуазаен) - это обычай, известный на Кавказе только осетинам. Он уходит
корнями в скифскую эпоху и впервые описан Ееродотом.
После застолья гостя уводили в гостевую комнату, где была приготовлена чистая
постель для отдыха. Прислуживавший ему подросток снимал с него вещи и обувь,
которые отдавал женщинам. Если одежда была грязной и рваной, то молодые
невестки и девушки стирали и зашивали ее. К утру у изголовья гостя в полной
! 1i -. . — ", ——41
Г ' " "" ' — — щ
готовности лежали его одежда и ооувь. итъезд сопровождался определенным
ритуалом. Если гость был недоволен приемом хозяев, то он сев на коня, ударял его
по хребту у крупа хозяева же делали вид, будто не заметили этого, но принимали
вызов к сведению.
Если же гость был доволен приемом, он, пожав руки всем, стоявшим во дворе,
вскакивая на коня и уздой поворачивал его голову к двери гостеприимного хозяина,
после чего ударял плетью по передним или груди и делал приветливый знак рукой.
Хозяин со своими родственниками соседями провожал гостя до границы своего
села.
Ш.. — — - т