Елена Добрынина
Консультация для родителей «Послушный ребёнок. Какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Послушный ребёнок. Какой он?»
Многие родители сталкиваются с тем, что ребёнок становится неуправляемым, всё делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу. Проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребёнок перестаёт слышать спокойную речь. Есть родители, которые считают, что ребёнка необходимо «сломать», иначе он «сядет на шею», избалуется. Их слово всегда при любых обстоятельствах и любой ценой остаётся последним. Есть родители, которые пытаются предугадать каждый шаг своего малыша (который останется малышом и до 20, и до 30 лет, предупредить, защитить от всего. Есть такие, которые столкнувшись с проблемами воспитания, машут на всё рукой. «Делай что хочешь. Только потом не жалуйся. Это твоя жизнь».
Публикация «Консультация для родителей „Послушный ребёнок, Какой он?“» размещена в разделах
Все родители – эти и многие другие – желают счастья своим детям. Но далеко не всем удаётся сохранить с ним взаимопонимание, доверие, любовь.
Какой он послушный ребёнок? «Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен»,- писал педагог Я. Корчак.
Послушный ребёнок – гордость родителей. Он вырастет и станет послушным взрослым. Так ли это хорошо? Не скрывается ли за подобным воспитанием опасность вырастить человека, который не несёт ответственности за свои поступки. Послушный ребёнок не совершает произвольных поступков, не отвечает за свои действия – он только слушает, что ему говорят старшие, и выполняет это не потому, что считает нужным, а потому, что быть послушным – похвально.
Взрослым следует чаще задумываться, на что направлено их воспитание. Чего они добиваются, желая счастья ребёнку? Сможет ли ребёнок, которого в детстве пороли, во взрослом возрасте понять своих родителей? Захочет ли поддерживать с ним отношения? Будет ли чутким тот, вокруг которого всегда были мамы-бабушки, исполняющие любое желание и всегда прощающие? Что делает человека важным, внимательным, заботливым по отношению к близким людям? Только гармоничное воспитание. А это взаимопонимание с родными, это вера в то, что они всегда поймут и простят.
В психологии есть такой термин: «базовое доверие к миру». Это доверие формируется в раннем детстве, а закладываться начинает ещё до рождения. Что значит базовое? То, что оно является фундаментом для развития ребёнка чувства защищённости. Оно является гарантией того, что ребёнок воспримет мир с радостью, интересом. Многие черты характера, такие как чуткость, смелость, оптимизм и другие, определяются наличием этого фундамента. К сожалению, жестокое воспитание или гиперопека способны разрушить у ребёнка это «доверие к миру»
Родители часто обращаются к психологу с вопросом, как им реагировать на непослушание ребёнка? Существуют три основные тактики:
• Игнорировать поведение ребёнка (не обращать на него внимание);
• Отвлекать ребёнка (переключать внимание ребёнка, показывая или давая ему что-то интересное). Это один из самых распространённых способов, если дело касается совсем маленьких детей.
• Наказывать (словесно лишением удовольствия и др).
Определив причину непослушания, задумайтесь: можно ли решить проблему мирным путём. Важно определить, правомерны ли ваши требования? Не нарушают ли они права ребёнка?
Ни для кого не секрет, что наше отношение к детям, методы воспитания, и наказания в частности, во многом обусловлены семейными традициями. Иногда родители планируют воспитать ребёнка так, чтобы устранить свои собственные недостатки, забывая о том, что у ребёнка есть право быть таким, какой он есть.
Старайтесь почаще обращать внимание на положительные качества ребёнка. Хвалите его, тем самым вы создадите дополнительную мотивацию для того, чтобы ребёнок руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду – плохо». Не наказывайте ребёнка с горяча, постарайтесь сначала «остыть», успокоиться, проанализировать глубину поступка, выбрав адекватное наказание. Если же всё же вы решили наказать ребёнка за тот или иной проступок, будьте последовательны.
Психологами выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых.
1. Недостаток внимания. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы выделить время для игр, разговора с ребёнком, но для того, чтобы поругать, они всегда найдут время.
2. Борьба за самоутверждение. Непослушание ребёнок проявляет за свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки.
3. Желание отомстить. Мы порой не замечаем, как что-то пообещали и не выполнили, договорились никому не рассказывать и тут же по телефону: «А мой – то.». Несправедливо наказали, не выслушали объяснения. И ребёнок начинает действовать по принципу: «ВЫ мне сделали плохо, и я вам»
4. Потеря веры в собственный успех.
Если вы раздражены, то скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
Если переполнены гневом, то ребёнок пытается противостоять вашей воле.
Если поведение вашего ребёнка вас обижает, то скрытая причина- месть.
Если вы находитесь во власти безнадёжности и отчаяния, то ваш ребёнок переживает свою несостоятельность и неблагополучие.
Постарайтесь не забывать о том, что пример родителей очень важен для ребёнка, если вы учите одному, а сами делаете противоположное, не стоит ждать от него выполнения ваших требований.
Если вы наказали ребёнка, не сдержавшись, под горячую руку, не стесняйтесь попросить у него прощения! Это только поднимет ваш авторитет.
Если ваш ребёнок столкнулся с естественным следствием непослушания, ни в коем случае не «злорадствуйте». «Я так и знал (а!» Всегда старайтесь быть опорой для ребёнка. Найти слова утешения и поддержки.
В заключении хотелось бы напомнить, что родители должны воспитывать не только детей, но и самих себя. Каким же надо быть взрослым, чтобы не провоцировать своего ребёнка ещё больше на непослушание :
• Быть терпеливым;
• Уметь объяснить ребёнку, почему его поведение неправильно, но при этом не избегать занудства, быть предельно кратким;
• Уметь отвлечь, не торопиться с наказанием;
• Уметь выражать благодарность ребёнку за те хорошие поступки, которые он совершает.
Задумайтесь, какие мотивы заставляют ребёнка быть непослушным, а какие порождают у вас желание наказывать, какие результаты могут дать те или иные методы воспитания. Выбор же остаётся за вами.