Иванова Людмила Викторовна
Консультация для родителей «Поощрение и наказание детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316».
«Поощрение и наказание детей в семье».
Подготовила
педагог-психолог
Иванова Л. В.
2020 г.
«Любовь – это встреча навсегда.»
Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала - педагогический домкрат.
Публикация «Консультация для родителей „Поощрение и наказание детей в семье“» размещена в разделах
В. Г. Кротов
«Мать – теплица любви.
Отец – открыватель возможностей.
Сердце матери – это бездна, в глубине
которой всегда найдётся прощение.»
О. Бальзак.
Цель: Содействовать установлению благоприятного микроклимата в семье.
Задачи:
-Показать родителям, как услышать и понять своего ребенка.
-Познакомить родителей с педагогическими формами и методами наказания и поощрения.
- Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка?
А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения детей :
1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!
Виды наказаний :
физическое, наказание и подражание, лишение любви, отказ или отсрочка удовольствий, бранные слова.
Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью.
Как считают психологи, они способствуют развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Рекомендуемые формы наказания.
• вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т. п. ;
• лишение поощрений и привилегий;
• осуждение поведения.
никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Чем заменить наказание?
Терпением.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Подождите, пока проступок повторится.
Правила наказания ребёнка.
• Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
• Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Даже если кажется, что вы слишком добры, мягки.
• За один раз – одно. Если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно.
• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало – за давностью все списывается.
• Наказан - значит прощен. Инцидент исчерпан.
• Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка
Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно - в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т. е. "Куплю конфету - не куплю конфету".
Редко используется психологическая форма, т. е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т. д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств, требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т. е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.
Ограничители:
• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т. д.);
• не хвалить больше двух раз за одно и то же;
• не хвалить из жалости;
• не хвалить из желания понравиться.
«Как поощрять ребёнка в семье» :
-Как можно чаще улыбайтесь своему ребё нку: и когда он помогает вам по дому, и когда играет, и когда общается с вами.
-Поощряйте своего ребё нка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
-Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.
-Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
Человеку в день нужно не менее 8 "поглаживаний", желательно, разных по способу и степени проявления.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал также правильно и хорошо, как сейчас.
Помните!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!