Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Поможем ребёнку научиться слышать и слушать»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство родителей не в том, чтобы удачно выруливать из трудного боя или искусно побеждать ребёнка, а в том, чтобы не возникало боя, чтобы у ребёнка не сформировалась привычка истерить. Называется это - профилактика истерик, где главные направления здесь следующие.
Подумайте без спешки о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только случайная, ситуативная причина - или есть здесь что-то системное, что будет в дальнейшем повторяться? На случайное и ситуативное можно не обращать внимание: забудьте и расслабьтесь. А если речь идёт о чем-то, что повторяться, то задуматься нужно серьезнее. В частности, истерика - это ошибочное поведение ребёнка, необходимо подумать о причинах ошибочного поведения.
Публикация «Консультация для родителей „Поможем ребёнку научиться слышать и слушать“» размещена в разделах
Алгоритм "Семь шагов".
1 шаг - приучайте ребёнка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Иван очень любит хлопать в ладошки. "Как Ваня хлопает в ладоши? - Молодец, Ваня! А сейчас, Ваня, покажи, как гудит поезд! – Прекрасно!" - вы приучаете его делать то, что вы говорите ему, а он учится слушать вас.
2 шаг - приучайте ребёнка выполнять ваши просьбы, поддерживая это радостью. Если вы ребёнка зовёте, он должен приходить к вам. А ещё лучше сразу же прибегать. Начинайте с ситуации, когда ребёнок и так к вам с удовольствием прибежит, а вы то ли прижмёте к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним, то ли ему что-то вкусного дадите. Потом начинайте звать, но уже без вкусного, но если позвали - он должен прийти. Сразу не идёт - повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда зовёт мама или папа. Не ругаться, а сказать: "Когда зовёт мама (или папа, надо сразу приходить!", - и поцеловать!
3 шаг - делайте свои дела, не реагируя на ребёнка (в тех случаях, когда вы в своей правоте уверены и знаете, что вас все поддержат). Вы все собираете вещи, торопясь на поезд - в этом случае капризы ребёнка "Ну, поиграй со мной!" легко будут проигнорированы всеми, включая дедушек и бабушек. Приучайте ребёнка к тому, что есть дела, которые важны для всех. Приучите ребёнка к слову: "Это сейчас важно!". Если вы присели перед ним и, держа его за плечи, глядя ему в глаза, твёрдо и спокойно говорите: "Взрослым нужно сейчас собираться, а поиграем с тобой мы попозже. Это сейчас важно!" - то ребёнок скоро начнёт понимать вас. И это - важно!
4 шаг - требуйте минимум. Ребёнок уже достаточно подрос, чтобы не отнимать игрушку у другого ребёнка, чтобы самому поднять упавшую варежку, чтобы положить себе в рот самостоятельно кашу себе в рот и т. д. Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны окружающими, чтобы даже дедушки и бабушки промолчали в данный момент. Если ваших требований многовато на ребёнка, то он не успевает за вашими требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих людей - свои требования и просьбы уберите пока, делайте сами то, что вы хотите от ребёнка.
5 шаг - уверенно давайте задания. Пусть ребёнок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Продумайте о том, чтобы у ребёнка всегда были дела, которые ему необходимо по вашей просьбе сделать. У ребёнка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он эдолжен это делать. Унести за собой чашку, убрать за собой постель, сбегать в магазин, помыть посуду - скорее всего, вам всё это дешевле и проще сделать самостоятельно, но вы - педагог, поэтому ваша задача себя удержать, не делать самому это, а каждый раз поручать ребёнку.
6 шаг - давайте самостоятельные и трудные задания. Поэтапно переходите к более самостоятельным и трудным заданиям, в главном на самом позитивном фоне, с редкими крупными и мелкими нерегулярными подкреплениями.
7 шаг - сначала сделал, а потом пришёл или доложил (или показал). Когда ребёнок научится и этому, то вы можете гордиться - перед вами уже взрослый человек. Вы - воспитали ответственного и взрослого человека!