СВЕТЛАНА РЯЗАНОВА
Консультация для родителей «Полезная и вредная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учат общаться и познавать себя.
Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целом доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однообразными, бесполезными (а иногда и вредными) игрушками.
Публикация «Консультация для родителей „Полезная и вредная игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Главная функция игрушки заключается в активации детской деятельности.
При покупке игрушки важно четко представить, что ребенок с ней будет делать, какое психологическое влияние будет игрушка оказывать на развитие малыша.
Игрушки должны быть понятны и осмыслены ребенком. Например, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно является и паровозиком и телефоном, дезориентирует малыша - он не знает, не понимает, что нужно делать с этой сложной игрушкой - возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Гораздо полезнее было бы разъединить эти функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось. Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И у ребенка, и у родителей.
Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Хорошо иметь наборы для игры:
в доктора, парикмахера, в магазин, причём игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек. Мебель для кукол - кровать, шкаф, стол, стул и др. - должна быть прочной, так как ребёнок часто переносит её с одного места на другое, да и сам не прочь посидеть на кукольном стуле, а в шкаф положить или повесить «настоящие вещи». Ведь дети этого возраста ещё не проигрывают, а реально проживают жизненные ситуации.
Многочисленные исследования показали: чем натуральнее игрушки, изображающие продукты деятельности человека (инструменты, машины, домашнюю утварь, чем точнее они воспроизводят настоящие вещи, тем больше нравятся ребёнку.
Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому дома должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести машины (разные по величине, всевозможные коляски, мячи разных размеров, тележки и т. п. Двигательные игрушки стимулирует моторную деятельность ребенка, имеющую огромное значение для его здоровья и общего развития, доставляют радость, они организуют движения ребенка, упражняют разнообразные группы мышц, совершенствует координацию.
Дети осваивают мир руками, поэтому также должны быть игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия: нанизывание, откручивание, продевание, завинчивание и т. п. Желательно, чтобы эти предметы были контрастных величин, например большой и маленький конструктор, позволяющие создавать ребенку-домики, замки, мебель, парки. Во время действий с ними в работу включаются не только пальцы рук, но и мышцы всего тела, например при собирании большого конструктора (во весь рост ребёнка).
Для развития познавательных и логических способностей, нужны кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, лото, домино, настольно-печатные игры и т. д. Разнообразные наборы для детского творчества: рисования, составление узоров или лепки и т. д.
Важнейшим требованием к игрушке является возможность самостоятельного применения. Новые, не знакомые и не понятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте (покемоны, монстры) не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее пугают детей, нежели вызовут желание с ними играть. Фактура материала из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять.
И так несколько советов родителям в выборе игрушек для своих малышей :
Во первых - Внешний вид: мягкие игрушки неестественных «кислотных» цветов, звери и куклы с не добрым выражением лица, не говоря уж об откровенно агрессивных монстрах, не могут принести малышу пользу. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым или «никаким». Важно, чтобы при первом взгляде лицо «прочитывалось» положительно. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.
Второе - мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький – не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше – органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.
Третье - простота в использовании: игрушка со сложной системой управления, в которой малыш не может разобраться самостоятельно, для его развития практически бесполезна. А вот куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.
Возможность активного творчества: так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, все делают за ребенка, подавляют его инициативу и не оставляют простора для творчества. Но, практически все авторитетные производители выпускают многофункциональные игровые панели или столики, развивающие мелкую моторику, логическое мышление, поисковую активность. Отличный вариант — игровой столик, на котором расположена масса развивающих игр. Он прослужит малышу не один год.
Также игрушка должна соответствовать возрасту: даже самые лучшие игрушки будут совершенно бесполезны, если они не соответствуют возрастным потребностям малыша. Выбирая игрушку, всегда смотрите, для детей, какого возраста она предназначена.
И конечно обратить особое внимание на качество: вред дешевых «одноразовых» игрушек низкого качества заключается в том, что они, как правило, изготовлены из несертифицированных потенциально опасных материалов, могущих нанести вред здоровью ребенка.
Это самый важный вопрос и выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.
- Прочность: игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать.
- Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
- Безопасная конструкция : игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.
- Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.
- Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка, или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.
- Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем.