Анастасия Глуздакова
Консультация для родителей «Полезная дыхательная гимнастика»
▼ Скачать
«Для чего нужна дыхательная гимнастика?»
Дыхательная гимнастика – это система упражнений, которая включает чередующиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности.
Ее цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, формирование у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.
Публикация «Консультация для родителей „Полезная дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
Гимнастика также оказывает благотворное влияние на психику, успокаивает и расслабляет.
Речевое дыхание :
1. Включено в процесс речи;
2. Обслуживает речь;
3. Является основой голосообразования;
4. Формирует речевые звуки;
5. Улучшает звучание голоса.
Общие правила проведения дыхательных упражнений :
Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.
Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:
• упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
• комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
• вдох – через нос, выдох – длинный и плавный;
• занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнения нужно проводить каждый день);
• важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т. д.).
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
На первом этапе важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию. Важно, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным.
Эта цель достигается при помощи следующих игр:
«Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот. (можно нарезать лимон, апельсин, а так же насыпать кофе)
«Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.
«Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
«Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.
Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.
Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т. к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались. Можно устроить своеобразное соревнование – вы дуете на шарик в сторону ребенку, и он делает то же самое.
Хорошо среди логопедов зарекомендовал себя аэробол.
Аэробол – логопедическая игра для формирования речевого дыхания у ребенка. Состоит из: трубки, сеточки и двух парящих шариков. Аэробол зарекомендовал себя лучшим дыхательным тренажером для детей. Смысл упражнений следующий: высоко поднять мячик и продержать его в воздухе как можно дольше, а затем плавно опустить на место. На занятиях разрабатываются легкие.