Анастасия Адвахова
Консультация для родителей «Поем вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Игры, стимулирующие певческую активность.
У двухлетнего ребенка певческая активность проявляется в результате эмоционального общения со взрослыми. Ее развитие начинается со стимуляции голосовой активности малыша с самого рождения и в дальнейшем связано с развитием речи. Мама, используя беби-ток (специфическая речь для общения с младенцем, произнося короткие песенки, напевая крохе, различные мелодии и песенки, даже не подозревает о том, что оказывает влияние на певческую активность своего малыша. Ребенок прислушивается к маминому голосу и вскоре начинает вторить ей. Сначала это единичные, короткие вокализации, затем более продолжительные, которые переходят в певучее гуление. Если на этом этапе мама эмоционально подкрепляет голосовую активность малыша, играет со звуками из его репертуара, пропевает их, чередуя с напеванием коротких песенок, то завязываются музыкальные переклички: мама и малыш звучат каноном и дуэтом, устраивая целые «концерты». Позднее ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги, звукоподражания, слова. А если мама любит петь, то малыш, вторя ей, протяжно произносит, интонирует их. Совместное пение мамы и младенца предполагает установление зрительного и телесного контакта (во время игры мама может поглаживать малыша, легонько похлопывать, держать за ручку, сажать к себе на колени, обнимать). Малышу важно видеть лицо взрослого, его выразительную артикуляцию, мимику.
Публикация «Консультация для родителей „Поем вместе с мамой“» размещена в разделах
На втором году жизни у малыша бурно развивается активная речь, и он уже произносит много слов, фраз, коротких предложений. Это очень благодатный период для стимуляции певческой активности, развития элементарных певческих навыков. У ребенка к двум годам формируются музыкально- слуховые представления (запоминание и воспроизведение мелодии). В этот период можно научить малыша произносить нараспев звукоподражания, подпевать отдельные слова, словосочетания, короткие фразы вместе со взрослым и самостоятельно. Певческий аппарат малыша двух лет несовершенен, голосок слабый, дыхание поверхностное, слабое, поэтому песенки должны быть короткие с повторяющимися словами, простыми по звуковому составу. Побуждает ребенка к подпеванию и вызывает интерес выделение звукоподражаний, например: «Киса поет: мяу, мяу!» «Как киса поет?»- «Мяу, мяу!».
Перед пением маме желательно показать соответствующие картинки, игрушки, чтобы ребенок максимально понял содержание песенки. Как бы не «пел» малыш, он старался, поэтому обязательно похвалите его после пения: «Как ты хорошо пел, красиво. Молодец!»
Огромное значение для формирования у малыша предпосылок певческой деятельности имеет культура пения взрослого. Если мама не эмоциональна, нечетко артикулирует звуки, то малыш не понимает ее слов и долго не включается в «пение», а затем и вовсе отказывается от него. Нельзя утрировать звуки в пении, т. к. ребенок начинает гримасничать. Важно найти «золотую середину», и тогда пение принесет огромную пользу малышу и станет одним из любимых его занятий.
Игра «Если мама занята».
Делая что-то в комнате, на кухне, распевайте различные песенки, слова – пусть малыш к ним прислушивается и повторяет. Предлагайте ребенку «помочь» вам выполнить что-либо, не забывая при этом напевать уже знакомые попевки и песенки. Если вы будете регулярно играть в эту игру, ваш малыш научится повторять слова за вами и интонировать.
Игра «Кто нас крепко любит».
Находясь рядом с малышом, пойте ему выразительно, неторопливо эту песенку. Наверняка ребенок захочет повторять за вами слово «мама», а затем постепенно перейдет к подпеванию всей песенки.
Кто нас крепко любит? Мама, мама.
Кто нас утром будит? Мама, мама.
Книжки нам читает? Мама, мама.
Песни напевает? Мама, мама.
Кто нас обнимает? Мама, мама.
Хвалит и ласкает? Мама, мама.
В конце игры обнимите малыша, поцелуйте его, пропевая «мама».
Игра «Бобик».
Приготовьте игрушку собачку. Рассмотрите ее с малышом: скажите, что собачку зовут Бобик, она веселая и хочет играть. Спросите: «Как лает собачка? Гав! Гав!» Напевайте песенку, манипулируя собачкой, сами воспроизводите «собачий лай», стимулируя малыша к подпеванию звукоподражания «Гав!», а затем и всей песенки.
Вот наш Бобик, славный пес! Гав! Гав!
Белый лобик, черный нос! Гав! Гав!
Бобик, Бобик, лапку дай! Гав! Гав!
Сядь на место и не лай! Гав! Гав!
Продолжите игру. «Учите» собачку выполнять команды: давать малышу лапку, сидеть на коврике, вертеть головкой. Предложите ребенку погрозить ей пальчиком: «Ай-ай-ай! Не лай, собачка! Слушайся!» Спойте песенку еще раз. Малыш непременно захочет подпевать вам!
Игра «Солнышко».
В ясный солнечный день подойдите с малышом к окну. Обратите внимание на то, как яркое, веселое солнышко заглядывает в окошко, просится в гости. Все радуются ему: птички, собачки, кошечки, мамы, папы, тети, дяди, малыши. Предложите ребенку «спеть» песенку и похлопать в ладоши:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
Побуждайте ребенка к протяжному пению, повторяя песенку несколько раз.
Игра «Ладушки».
В эту игру можно играть дома, на прогулке, на даче. Сядьте напротив ребенка. Выразительно напевая песенку, хлопайте в ладошки, вызывая у малыша желание подражать вам:
Ладушки- ладошки, звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки, отдохнем немножко. Да! Да! Да!
Ритмично, плавно, не спеша, поглаживайте колени двумя руками снизу вверх. Указательным пальцем одной руки выполняйте круговые движения по раскрытой ладони другой руки (помешиваем кашу ложкой в горшочке):
Кашку наварили, ложечкой мешали,
Куколку кормили, кошечке давали.
Поглаживая колени, пропевая: Да! Да! Да!
Сложенными в кулаки руками поочередно стучите друг об друга, побуждая ребенка к интонированию слога тук:
Кулачки сложили, кулачками били,
Тук-тук, тука-тук, тук-тук, тука тук. Да! Да! Да!
Слегка поворачивайте кисти поднятых на уровень лица рук. Всем своим видом призывайте малыша к выполнению движений и подпеванию:
Ладушки плясали, деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля.
Поглаживайте колени, стимулируя певческую активность ребенка:
Да! Да! Да!
Будьте эмоциональны, стремитесь к тому, чтобы у малыша возникло желание подговаривать, протяжно произносить, затем и подпевать слоги и слова, сопровождая пение ритмичными движениями. Если малыш затрудняется выполнять движения, обхватите кисти его рук и, действуйте вместе. В дальнейшем ребенок обязательно научится подражать вам, а затем выполнять движения самостоятельно, интонируя при этом.
Игра «Потеряли Катю».
Спрячьте заранее две игрушки в разные места (большую куклу и маленькую) и скажите малышу: «Твои игрушки хотят с тобой поиграть в прятки. Сначала будем весело петь, и искать куклу Катю». Возьмите ребенка за руку и, заглядывая в разные места, задорно напевайте:
Ну, Катя, где же ты?
Хочу тебя найти!
Буду петь тебе «Ау, ау!»
Посмотри, я здесь стою, стою. Ау! Ау! Ау!
Несколько раз пропойте последнюю строчку вместе с малышом. Как только он запоет, найдите куклу, восклицая: «А-а-а! Вот она Катя, нашлась, потому что Ваня песенку пел! Как ты песенку пел? Спой Кате весело, она хочет послушать». Теперь предложите найти маленькую куколку Машу. Скажите: «А теперь будем петь ласково, и искать Машу». Пойте с ласковой интонацией и ищите Машу. Найдя ее, предложите посадить кукол рядышком и спеть еще раз песенку: сначала весело - для Кати, а потом ласково - для Маши.
Повторите игру еще раз. Учите малыша подпевать с разной интонацией.
Игра «Машенька – Маша»
В эту игру лучше играть зимой. Посадите куклу в игрушечные санки (если санок нет, можно смастерить их из обувной коробки, украсив елочным дождем, мишурой, искусственным снежком, и предложить малышу покатать ее. Ребенок под пение взрослого везет санки за веревочку по комнате, подпевая ему:
Машенька-Маша, куколка наша,
В санки садилась, быстро покатилась.
Вам надо с ускорением потянуть за веревочку и остановиться:
У-у-у-у-у-у-у-у-у-ух!
Повторите последнее действие несколько раз с небольшими паузами, вызывая у малыша желание к многократному повторению протяжного «Ух!».
Когда ребенку надоест катать куклу, можно продолжить игру так: взяв тонкое одеяло, легкий коврик (чтобы скользил по полу, посадите на него малыша, пойте и катайте его, что, конечно, вызовет у малыша восторженные эмоции. А потом предложите так же покатать куклу.
Игра «Пришла собачка».
Припомните малышу эпизод из его жизни ребенка, связанный с собачкой, например, вы были на даче и встретили там, на прогулке песика. Вспомните, как лает собачка, попросите ребенка изобразить лай. Пойте песенку выразительно, с настроением, стимулируя ребенка к подпеванию:
К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С Ванечкой играет,
Очень громко лает.
Чтобы малыш лучше запомнил мелодию, чередуйте пение со словами с пением на слог «ля». Для большей наглядности можно использовать сюжетную картинку с изображением мальчика и собачки или просто игрушку-собачку, с которой потом поиграете в догонялки. Обязательно хвалите малыша за певческую активность.
Игра «Киска».
Приготовьте кукольную миску и мягкую игрушку кошку. Взяв игрушку в руки и приближая к малышу, пойте песню, а он, скорее всего, начнет подпевать знакомые слова и окончания:
Киска к деткам (Ване) подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
«Мяу» говорила. Мяу, мяу, мяу.
Угостили молочком, кисонька поела,
Кисонька поела, песенку запела:
«Мур, мур, мур, мур, мур, мур».
Предложите малышу покормить киску и спросите у него: «Как киска просит молочка? Спой! После того, как кошка «поест», скажите: «Киса поела и стала песенку петь. Как киса поет песенку? Спой!» пусть малыш пропоет кошачье спасибо. Спойте еще раз вместе, а затем скажите малышу, что кошечка хочет, чтобы он сам спел песенку. Предоставьте малышу самостоятельность, чередуйте совместное пение с пением по одному. Такое чередование поможет малышу быстрее запомнить текст и правильно петь мелодию.
Игра «Ладушки-ладошки».
Встаньте или сядьте напротив ребенка и скажите ему: «Будем играть в ладушки и петь». Пойте и хлопайте в ладоши, стимулируя активные движения малыша с подпеванием:
Звонкие хлопошки хлопают в ладошки,
Ладушки, ладушки, ладушки- ладошки.
Кашку наварили, помешали ложкой,
Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки.
Курочке-Пеструшке покрошили крошки,
Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки.
Птичку пожалели, погрозили кошке,
Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки.
Поплясали сами, пригласили ножки
Ладушки, ладушки, ладушки-ладошки.
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
Баиньки, баиньки, ладушки - ладошки.
Сопровождайте пение характерными движениями по тексту: водите пальчиком по ладошке, «сыпьте» крошки, грозите пальчиком, вращайте кисти рук, складывайте под щеку две ладошки. Вначале малыш освоит текст и движения припева, а затем постепенно и песенку целиком. Не обязательно петь все куплеты, можно только те, которые больше всего понравились малышу и с которыми он легко справляется.
Игра «Наша елка»
Играть в эту игру лучше в зимние праздничные дни. Украшая елку, обязательно повесьте на нее нитку бус, хлопушку, сделанную в виде большой конфеты, звезду. Покажите ребенку картинку с изображением нарядной елки, праздника вокруг нее и сравните с елкой в вашем доме. Во время исполнения песни обращайте внимание ребенка на елочные украшения, сказочные персонажи.
Блестят на елке бусы, хлопушка и звезда.
Мы любим нашу елку. Да! Да! Да!
Снегурка в белой шубке приходит к нам всегда.
Мы с ней поем и пляшем. Да! Да! Да!
И Дед Мороз веселый, седая борода,
Приносит нам подарки. Да! Да! Да!
Пропойте несколько раз «Да! Да! Да!», чтобы малыш быстрее подключился к подпеванию. Побуждайте ребенка: «Песенка веселая, радостная! Будем петь вместе весело: Да! Да! Да!» Обыгрывайте «встречу» с Дедом Морозом, со Снегурочкой, каждый раз предлагая спеть про них вместе. Когда малыш усвоит песню, устройте небольшой семейный праздник, предварительно разучив песню со всеми членами семьи. Возьмитесь за руки и водите хоровод вокруг елки. Малыш запомнит этот день навсегда!
Музыкальный руководитель Адвахова Анастасия Константиновна