Ольга Тюменцева
Консультация для родителей «Подвижные игры народов ханты»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Игры, в основе которых используется детский фольклор – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры.
Публикация «Консультация для родителей „Подвижные игры народов ханты“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры народов севера
- Консультации для родителей
- Народы севера
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа - лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Недаром известная шведская писательница Астрид Линдгрен (автор любимой детской сказки «Малыш и Карлсон» и др.) сказала: «Игра – это желание жить».
Игры народов ханты очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Эти игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства, а также неповторимый колорит народного творчества. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов.
Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью не только физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
По содержанию все хантыйские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.
Итак, хантыйские народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования чувства патриотизма, активной личности, которая сочетает в себе духовное богатство и физическое совершенство.
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ!
"Оленьи упряжки»
Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки, каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Вариант 2. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.
«Олени и оленевод»
Дети-«олени» находятся в разных местах площадки-«тундры». Назначенный руководителем «оленевод» берет скакалку-маут. После сигнала ведущего «Лови!» все «олени» разбегаются по площадке, а «оленевод» старается накинуть на кого-нибудь маут. Пойманный игрок на время отходит в сторону.
Игра заканчивается, когда «оленевод» поймает 3-4 «оленей». Затем выбирается новый «оленевод», игра возобновляется. Накидывать маут можно только на туловище «оленя», не затягивая его. Начинать игру можно только после сигнала ведущего.
«Ловля оленей»
На площадке ставится чучело оленя или оленья голова с рогами. На расстоянии 1.5 – 2 метра вокруг него проводится черта. Оленеводы располагаются по кругу. По команде они накидывают на рога оленя веревочную петлю (кольцо). Дети могут накидывать петлю по двое одновременно. Кто набросит петлю, тот считается поймавшим оленя.
ИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!