Щукина Светлана
Консультация для родителей «Подготовка руки дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – сложный координационный навык, требующий
слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной
координации движений всего тела.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д. ; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка руки дошкольника к письму“» размещена в разделах
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Подготовка руки к письму может проходить в творческом ключе. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой, оригами очень полезны для будущего первоклассника.
Вот примеры заданий, которые можно предложить детям:
Угадывание букв наощупь (ребенок проводит по шершавым буквам с завязанными глазами и должен воспроизвести букву на бумаге). Усложненный вариант — вместо букв предложить какой-нибудь предмет.
Для упражнения потребуется резинка для волос. В резинку вставляются все пять пальцев. Необходимо движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну сторону на 360 градусов, затем — в другую. Руки необходимо чередовать.
Игра «Повтори фигуру». Взрослый и ребенок садятся друг напротив друга. Взрослый показывает с помощью пальцев какую-нибудь фигуру. Ребенок должен ее повторить. Задача усложняется тем, что ребенок должен продублировать фигуру зеркально.
Игры с лабиринтами, бродилками.
Рисование на манной крупе.
Выкладывание фигур с помощью пуговиц. Вначале фигуры выкладывает взрослый, ребенок за ним повторяет.
Так же подготовка проходит и в физическом ключе:
Стандартные общеукрепляющие упражнения включают в себя:
Вращения руками (в плечах, локтевых суставах и запястьях).
Махи прямыми руками (вперед-назад).
Наклоны вперед, назад и в стороны.
Отжимания.
Плавательные движения руками, лежа на животе.
Мостик наоборот — лежа на животе.
Взрослый держит ребенка за ноги, ребенок руками перебирает пол.
Лежа на животе отрывать от пола прямые руки и ноги и так держать несколько секунд.
Кроме этого, физическая подготовка руки к письму может заключаться и в ежедневных занятиях, которые ребенок делает не задумываясь на детской площадке или дома — карабкание по лестнице на спортивном комплексе, висение на канате, подтягивание на турникете, упражнения с мячом-эспандером, игры с мячом.
Так же необходимо готовить ручки детей к письму путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку.