Нина Степанюк
Консультация для родителей «Подготовка детей раннего возраста к адаптации в детском саду посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Степанюк Нина Михайловна, воспитатель МДОУ д/с № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области, e-mail lebedushka66@list.ru
Гордиенко Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ д/с № 66 «Лебедушка» г. Волжского Волгоградской области, e-mail lebedushka66@list.ru
Сказка - народнопоэтическое произведение о
вымышленных лицах и событиях, преимущественно
повествовательное, обычно с участием волшебных, фантастических сил.
С. И. Ожегова
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей раннего возраста к адаптации в детском саду посредством сказок“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
В данной статье говориться об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок.
Ученый-педагог Давыдова О. И. полагает, что главная цель сказок в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – это профилактика эмоционального состояния детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада, развитие у детей уверенности в своих силах и снижение ситуативной тревожности.
Проблема адаптации детей - одна из важных проблем, которая решается сегодня в дошкольной организации. Серьезное испытание для детей раннего возраста - адаптационный период.
Морозова Е. И. отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно – психическом развитии ребенка».
ФГОС ДО является одной из базовых ценностей укрепления и поддержания всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Здоровье - базовая ценность, превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Педагоги и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.
Ватутина Н. Д. в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Костяк Т. В. рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться различным методам, способствующих эффективной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Среди таких методов выделяется сказка.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок. Сказка позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе. Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя.
Целью нашего исследования было выявить особенности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в процессе применения сказок.
В исследовании участвовало 29 детей в возрасте 1,5-2,5 года.
Для диагностики использовали наблюдение и листы адаптации.
Для того, чтобы выявить адаптированность детей к ДОУ, осуществлялось наблюдение за детьми.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущностные характеристики адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- охарактеризовать сказки как средство адаптации детей раннего возраста;
- выявить уровни адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- организовать процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок.
Гипотеза исследования - процесс адаптация детей раннего возраста в условиям детского сада будет проходить более успешно, если воспитатель:
- учитывает индивидуальные и психологические особенности развития детей раннего возраста;
- организует процесс адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в соответствии с целями образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- в качестве ведущего метода адаптации к условиям детского сада будет использовать сказки.
Методологическая основа исследования
- теории адаптации В. Н. Белкина, А. И. Васина, Р. М. Грановская,
Й. Йовичич, Н. В. Кирюхина А. С. Русакова и др. ;
- положения об особенностях дошкольного возраста Е. В. Проскура, К. М. Рамонова, Г. А. Урунтаева, А. И. Щербакова и др. ;
- положения об адаптации детей раннего возраста (1-3 лет) Н. М. Аксариной, Р. М. Грановской, О. И. Давыдовой, Е. В. Жердевой, Л. Н. Павловой и др. ; положения об адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению: И. И. Костин, К. Л. Печора, Н. А. Симонова, Н. А. Cырова, Л. В. Томашевская и др. ;
- положения о применении сказок, и как средства адаптации детей раннего возраста (1-3 лет) к условиям детского сада О. Г. Заводчикова, Н. В. Кирюхина и др.
Понятие «сказка» имеет различные определения.
Вот как определено значение этого слова в словаре И. В. Даля. «Сказка» – вымышленный рассказ, небывалая, даже несбыточная повесть или сказание. Согласно толковому словарю Т. В. Ефремовой сказка :
а) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях,
б) литературное произведение такого характера.
В нашем исследовании сказка – это один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, характеризующаяся отсутствием претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Сказки являются важным моментом в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, так как они способствуют знакомству, сближению детей между собой, установлению открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми.
В силу своих художественных особенностей, сказки доступны и близки пониманию детям, воспроизведению в самостоятельной деятельности. Что способствует радости, появлению чувства удовлетворения и создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Сказки помогают детям отвлечься от грустных мыслей, печальных событий и обид. Сказки своей гуманностью, яркостью, жизнеутверждающей основой, образов вызывают у детей хорошее настроение, снижает психологическое напряжение. Как результат, тревожность, страх, угнетенное состояние уходит. У ребёнка появляется чувство защищенности, спокойствие, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Ценность сказки для раннего возраста обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Сказка, как педагогическое средство, дает детям раскрепощение и в то же время учит их жизненной мудрости, отфильтрованной и тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесённой им через века. Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведёт юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько уродливы зло, предательство, жадность. Сказка противопоставляет эти понятия друг другу явно, без каких-либо полутонов, а это особенно важно, учитывая особенности восприятия дошкольников. В этом возрасте они уже способны воспринимать достаточно большой объем информации, но он должен быть ярким, акцентированным, удобным для запоминания и осмысления. В этом смысле сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она настолько специфична именно для детского восприятия, что педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.
Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и подсознание маленького человека. Сказка – культурный жанр, впитавший в себя мифологические, этические, религиозные представления определённой эпохи; уникальная метафоричность языка делает её незаменимой в воспитательном процессе.
У детей появляется доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. У них налаживаются доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы. У детей уменьшаются волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду.
Наше исследование состояло из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Констатирующий этап нацелен на изучение уровня адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
На констатирующем этапе мы провели обследование детей, использовав следующие методики:
– методика «Метод для определения степени адаптации ребенка к условиям ДОУ», В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной. Цель: определения уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ.
– методика «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ», Е. О. Севостьянова. Цель: выявить уровень адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
– методика «Тест 3», Ю. А. Гуревич. Цель: выявить уровень адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. На констатирующем этапе, исследование показало, что дети имеют низкий и средний уровень адаптации к условиям ДОУ и поэтому нуждаются в использовании сказок в рамках организации процесса адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
Для организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада мы используем программу «Сказки для адаптации ребенка в ДОУ», составленную на основе сказок Е. В. Жердевой, Н. В. Кирюхиной.
Цель программы: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством сказок.
Задачи программы:
- способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;
- снижение психологического напряжения, тревожности, страхи, угнетенного состояния;
- способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации;
- формирование уверенности в своих силах, спокойствия, чувство защищенности.
В программе были представлены следующие сказки : «Знакомство с детским садом», «Если ребёнок не хочет идти в сад», «Если ребёнок боится, что мама его не заберёт», «Если ребёнок не хочет спать в детском саду», «Если ребёнок грустит в детском саду», «Про то, как Алла полюбила в садик ходить», «Про детский сад», «Про Грустинку», «Котёнок Кузька идёт в детский сад», «Сказка про гномов», «Как Андрюша захотел в детский сад», «Как Алла полюбила в садик ходить», «Про утенка Утю», «Как Марина в садик ходила», направленные на адаптацию к условиям детского сада, снижение психологического напряжения, тревожности, страхи, угнетенного состояния; формирование уверенности в своих силах, спокойствия, чувство защищенности. В начале с первой по пятую сказку дети не хотели даже их слушать, они упорно плакали и злились при расставании с родителями, их не отвлекали сказки, и они долго не успокаивались. Но после шестой сказки они начали прислушиваться к тому, что рассказывал педагог и стали отвлекаться от родителей, стали меньше плакать и быстрее успокаиваться. На восьмой сказке они стали более внимательно слушать сказки педагога, уже не обращая внимания на уход родителей и не плакали, когда видели, что родителей нет. К последней сказке дети сами подходили к педагогу и спрашивали, когда же будет сказка. Они играли с другими детьми и стали более спокойными.
На заключительном этапе произошли изменения в адаптации детей раннего возраста в условиям детского сада. На этом этапе был проведен сравнительный анализ полученных данных, подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Контрольный этап исследования проводился по тем же методикам, что и на констатирующем этапе, только с другим стимульным материалом.
Исследование по методике «Метод для определения степени адаптации ребенка к условиям ДОУ», В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.
Таким образом, по методике «Метод для определения степени адаптации ребенка к условиям ДОУ», В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной наблюдается средний уровень адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 38% (с 52% на констатирующем этапе до 14% на контрольном этапе); средний уровень увеличился на 17% (с 38% на констатирующем этапе до 55% на контрольном этапе); высокий уровень увеличился на 20% (с 10% на констатирующем этапе до 31% на контрольном этапе).
Исследование по методике «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОО», Е. О. Севостьянова, показало следующие результаты.
По методике «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ», Е. О. Севостьянова наблюдается низкий уровень адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 28% (с 45% на констатирующем этапе до 17% на контрольном этапе);средний уровень увеличился на 9% (с 48% на констатирующем этапе до 57% на контрольном этапе); высокий уровень увеличился на 19% (с 7% на констатирующем этапе до 26% на контрольном этапе).
Исследование по методике «Тест 3», Ю. А. Гуревич.
На контрольном этапе мы получили следующие результаты.
Таким образом, по методике «Тест 3», Ю. А. Гуревич наблюдается низкий уровень адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ. Результаты по методике изменились следующим образом: низкий уровень снизился на 35% (с 52% на констатирующем этапе до 17% на контрольном этапе);средний уровень увеличился на 14% (с 41% на констатирующем этапе до 55% на контрольном этапе); высокий уровень увеличился на 21% (с 7% на констатирующем этапе до 28% на контрольном этапе).
Таким образом, общий уровень адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ (констатирующий этап) средний и высокий.
Исследование показало, что дети на контрольном этапе исследования имеют средний и высокий уровень адаптации к условиям ДОУ, следовательно, организованный процесс адаптация детей раннего возраста вусловиям детского сада посредством сказок, дал положительные результаты.
Исходя из вышеизложенного, воспитателями нашей группы был разработан проект «Сказочная страна», в ходе которого родители прониклись к данной проблеме и помогли создать условия для успешной адаптации детей.
Цель проекта:
1. Организовать предметно-развивающую среду, способную обеспечить гармоничное развитие детей раннего возраста.
2. Организовать необходимые условия для развития детей, познания окружающего мира, освоения орудийных способов действий в быту, игре, НОД.
3. Создать эмоционально-положительную атмосферу в группе.
4. Познакомить детей с творчеством детских писателей, способствующим совместной деятельности взрослых и малышей по благоустройству участка.
5. Использование новых педагогических технологий для успешного прохождения адаптационного периода детей раннего возраста.
Задачи:
1. Помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
2. Помочь в преодолении стрессовых ситуаций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
4. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению.
Продолжительность: долгосрочный.
Тип проекта: исследовательский + информационный.
Проблема: Как совместно с родителями создать сказочный уголок?
Ожидаемые результаты: Данная система работы поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу социализации. В вопросе воспитания, обучения и развитии детей раннего возраста в период адаптации повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Возникновения проблемы: Помочь детям безболезненно войти в жизнь детского сада.
1 этап: подготовительный :
Создание развивающей среды, подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.
Знакомство с родителями.
Беседа с родителями на тему «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ по средствам сказки»
Изготовление памяток для родителей на тему «Познания мира через сказку»
2-й этап: практический:
Проведения конкурса на тему «Лучший эскиз по сюжетам сказок» (Отбор лучших работ родителей)
Изготовление оборудования по лучшим эскизам. (Родители сами изготавливают макеты по сказкам на участке)
Предлагаем обыграть родителям сюжеты сказок для детей.
3-й этап: итоговый:
Презентация проекта:
Развлечение «В гостях у сказки»
Результаты: В ходе взаимодействие семьи и детского сада нам удалось создать благоприятные условия для детей во время адаптации в детском саду. Научили взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Зная о ценности семейного воспитания, мы создали благоприятные условия, которые у ребенка формируют отношение к себе, определяют чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Воспитатель помогает, поддерживает, направляет и дополняет воспитательную деятельность родителей. Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы.
Выводы: В ходе решения задач мы выявили, что сказка – это один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, характеризующаяся отсутствием претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Использование сказки в адаптационный период детей раннего возраста к условиям ДОУ оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей (у них снижается уровень эмоционального напряжения, уменьшается агрессивные проявления); происходит снижение тревожности, боязни остаться одному без родителей. У детей появляется доверительное, доброжелательное отношение не только к воспитателям группы, но и к другим специалистам детского сада. У них налаживаются доброжелательные взаимоотношения с другими детьми группы. У детей уменьшаются волнительные переживания, связанные с пребыванием ребенка в детском саду.
Список использованных источников
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. /Г. С. Абрамова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://medbookaide.ru/books/fold1002/book1300/content.php - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2018)
2. Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? / А. И. Васина [Электронный ресурс]. // Режим доступа:URL : https://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/- Заглавие с экрана. (дата обращения 29.01.2014)
3. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М. : АСТ, 2017. - 79 с
4. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям : [сборник / сост. А. С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2015. – 125с.
5. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2016. – 236 с.
6. Василькина, Ю. Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.2mm.ru/vospitanie/875- Заглавие с экрана. (дата обращения 29.01.2014)
7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в дет сад / Н. Д. Ватутина [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4018489/.-Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2018)
8. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.klex.ru/b3w. - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2018)
9. Грановская Р. М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Учебное пособие. / Р. М. Грановская – М. : Учитель, 2014. – 228 с.
10. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. : ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с.
11. Ефремова Т. В. Современный онлайн словарь русского языка / Т. В. Ефремова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slovonline.ru/slovar_efremova/ - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2018)
12. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012. – 192 с.
13. Йовичич Й. Как подготовить ребенка к детскому саду / Й. Йовичич – М. : Основа, 2017. - 492 c.
14. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т. В. Костяк - М. : Академия, 2014. - 176 c.
15. Критерии адаптации к детскому саду [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://chadushki.ucoz.ru/publ/kriterii_adaptacii_k_detskomu_sadu/14-1-0-374 - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2018)
16. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ozhegov.org - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2018)
17. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. – М. : АСТ, 2016. – 214 с.