Лукина Татьяна
Консультация для родителей «Почитай мне книжку!»
▼ Скачать + Заказать документы
Почитай мне книжку!
Чтобы сделать жизнь ребёнка более радостной, много не надо. Самое приятное и самое, пожалуй, полезное из всех удовольствий для ребёнка-это когда ему вслух читают интересные книжки. Радость от этого удовольствия усиливается тем, что в семье создаётся атмосфера большей близости, сплочённости, дружбы и теплоты.
Если ребёнок хотя бы один раз увидел книжку с картинками, услышал доступный его возрасту рассказ или сказку, он уже полюбил книгу. В книге для детей заключается много прекрасного, таинственного, героического, интересного. И пока дети не научились читать сами, им хочется слушать чтение старших. Родителям надо только не заглушать пробудившийся интерес, а идти навстречу этим нормальным детским желаниям: читать им, покупать новые книжки, в конце концов, брать в детской библиотеке, у знакомых.
Публикация «Консультация для родителей „Почитай мне книжку!“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересует внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники эмоционально активно переживают всё, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.
Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам. Выразительной интонации. Дети любят и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.
Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры («Водичка, водичка…», «Кисонька – Мурысанька…», «Тили – бом.», «Пальчик, пальчик где ты был…», «Кто у нас хороший…», «Наши уточки с утра…», «Пошёл котик на Торжок…», «Как у нашего кота…» и многие другие). Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника. Так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
Дети знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Репка» и другими. Младшим дошкольникам читают доступные их пониманию произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы. сказки и особенно стихи современных авторов. Ребёнок слушает сказку, договаривает её. А затем сам рассказывает. Ребёнок может выучить стишки, очень хорошо запоминаются стихи А. Барто «Игрушки». Стихи, состоящие из 4-8 строчек, доступны детям, а длинные запоминать не следует.
Несъедобный колобок
Дорогие мамы и папы! Поскольку качество, издаваемой детской литературы никем не контролируется, а уповать только на совесть издателей себе дороже, подвергайте строжайшей проверке каждую книгу, которую собираетесь покупать.
Будем бдительны
Начнём с того, что в некоторых изданиях яркость и красочность ограничиваются исключительно обложкой. А замечательные стихотворения А. Барто, С. Маршака и К. Чуковского напечатаны на серой шершавой бумаге и порой вообще без иллюстрации. Ребёнок вряд ли заинтересуется такой книжкой – разве что странички порвёт, развивая мелкую моторику. Проследите, что бы листы были плотными, хорошо прошитыми, крепко держались. Обидно ведь, если ребёнок энергично перевернул страницу – и в результате порвал любимую картинку. Бумага должна быть гладкой, приятной на ощупь, ведь юным читателям так нравится гладить изображение любимой кисы или птички!
Обратите внимание на то, соответствует ли содержание книги её заголовку. Необходимо следить и за тем, чтобы текст и соответствующая ему картинка располагались на одном развороте. Иначе ребёнок будет постоянно недоумевать: «А что здесь нарисовано? А это кто?». В итоге придётся придерживать листы так, чтобы взрослый видел нужный текст, а ребёнок иллюстрацию к нему
Хвост косичкой
Ну что ж. это была присказка – сказка будет впереди. Сейчас вам придётся прочитать текст книги, которую вы можете купить своему ребёнку
Не будем касаться проблемы художественной ценности детской литературы, хотя подчас рифмы, ритм, слог оставляют желать лучшего. Но это дело вкуса: кому-то режет слух, кому-то нет.
Обратимся к такой вполне объективной стороне вопроса, как содержание. Как вам понравятся следующие вирши:
Напою козу водичкой,
Заплету ей хвост косичкой.
Ты, пасись, коза, пасись
И на хвостик не косись!
У козы короткий жёсткий хвост. Это что с ним надо сотворить, чтобы он в косичку заплёлся! Зачем закладывать в память маленькому человечку заведомо неверную информацию? Наш мир и так достаточно запутан и противоречив, чтобы усугублять его сложность подобными шедеврами
От А до Я
Большое впечатление произведёт азбука, в которой буквы переставлены местами. Да, маленький ребёнок ещё не умеет читать и просто рассматривает в азбуке картинки. Но ошибочный порядок букв всё равно фиксируется в сознании. А потом в первом классе будем удивляться: почему ребёнок не может алфавит как следует выучить?
Постарайтесь не читать детям стихи с неправильными ударениями. Заметив в книге опечатку (даже если ваш читатель ещё не умеет читать, исправьте её, чтобы он не привыкал видеть неправильно написанное слово или неверно расставленные знаки препинания. Может, это избавит вас в дальнейшем от некоторых проблем с учёбой.
Кто это?
Дети узнают о существовании большинства зверей по игрушкам и картинкам. Поэтому, выбирая книжку, проследите, чтобы портреты лошадок и белочек соответствовали своим оригиналам. Иначе, гуляя с малышом в зоопарке. Вы рискуете услышать: «Это неправильный волк! Он не похож!». Так что, как это ни дико звучит, проверяйте наличие и форму хвостов, ушей, крыльев, количество лап и прочие детали. Мы ведь хотим познакомить ребёнка с миром животных, а не задать ему головоломку, которая и взрослого-то человека может поставить в тупик.
По одёжке встречают
На обложке книжки лиса может быть изображена с платком, повязанным на шее углом вперёд, заяц в «Колобке» в бриджах, волк – в чём-то вроде сюртука и в сапогах с отворотами; а в «Репке» герои могут быть в малоросских нарядах.
Если мы читаем русскую народную сказку, то её герои должны быть одеты по-русски. Если рассказываем малышу историю про Красную Шапочку, то пусть эта милая девочка, её мама, бабушка и охотники будут во французских костюмах.
Одежда персонажей на картинках – это важный пункт, на который надо обращать внимание при выборе книги. Одежда героев, соответствующая стране и эпохе, даёт ребёнку ощущение гармонии, целостности.
«Пересказки»
А что делать, если вся книга большая опечатка?
Оставим в стороне «старые сказки на новый лад»- с беспечальными финалами (дети чувствуют фальшь и по большей части такие книги не воспринимают, но даже с «каноническими» сказками приходится быть осторожным. Слишком уж много предлагается «пересказов» и «переложений».
В сказке «Теремок» из сюжета исчез волк. Мышка, лягушка, заяц, лиса-и сразу медведь. Пустяк? Вовсе нет. Дело в том, что габариты персонажей в этой сказке увеличиваются постепенно. А разница в размерах между лисой и медведем слишком велика, пропадает плавность повествования, и смысл сказки искажается.
Помните знаменитые цепочки из «Репки»: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку? Ребёнок вновь и вновь в восторге следит за перечислением, называет персонажи, тренирует память. Повторы – вообще один из важнейших элементов сказки как жанра. А в одном из пересказов «Репки» они практически исчезли, и вместе с ними исчезло волшебство сказки.
Что вам больше всего запомнилось с детства из сказки «Колобок»? В большинстве случаев это будет песенка Колобка про то, что он «по амбарам метён, по сусекам скребён». Действительно, она несколько раз повторяется, обрастая подробностями путешествия Колобка, и является композиционным стержнем сказки. Ребёнка завораживает это повторение, он подсознательно чувствует его важность, значимость. В иной книжке эта песенка звучит только один) раз – в самом конце. И непонятно, почему Колобок «метён и скребён», если начинается сказка так: «Жили–были старик да старуха. Однажды просит старик старуху испечь ему колобок. Старуха, недолго думая, замесила колобок, изжарила его в масле да на окошко студить поставила.»
Вот так «не долго думая», пекутся многие детские книги: тяп-ляп, как попало, без лишних раздумий о том, как отразится на ребёнке недобросовестность авторов, иллюстраторов и издателей.
Не хочется кормить своих детей столь вредными для развития «колобками». И, надеюсь, мы сумеем «помести по амбарам, поскрести по сусекам» и выбрать для наших детей такие книги, которые интересно и полезно читать, которые, которые приятно взять в руки и которые радуют глаз качественными иллюстрациями. Такие книги к счастью есть.
Открывая ребёнку мир словесного искусства, воспитывая интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать. Эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, вы закладываете основу литературного развития детей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически, воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.
Каждый день родители должны найти время и почитать ребёнку книгу, рассмотреть иллюстрации, познакомить, кто написал эту сказку или рассказ.
Учите слушать правильную речь и добиваться чёткого и ясного произношения в пределах возраста. Поправляйте ребёнка, если он говорит неправильно.
Воспитывайте бережное отношение к книгам и потребность услышать что-то новое из них. Постепенно вы привьёте любовь к книге.