сазонова юлия
Консультация для родителей «Почему ребенок молчит?»
▼ Скачать + Заказать документы
Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.
Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам.
В чем же причина?
Проведенные исследования установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости и от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы. В чем же заключается связь движений пальцев и речи?
Публикация «Консультация для родителей „Почему ребенок молчит?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Для определения уровня развития речи детей можно провести такой опыт: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика("Сделай вот так!" - и показать, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей- у правшей в левом, а у левшей - в правом полушарии. Это свидетельствует о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми в возрасте 6 - 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж - поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2 - 3 мин. ежедневно). С десятимесячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные яркие предметы, затем более мелкие. Хорошую тренировку пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками: "Сорока - белобока", "Пальчики в лесу", "Пальчики и кулачки" и другие.
Так же хорошо влияет на умственное развитие ребенка пальчиковая гимнастика. Самые простые упражнения - это изображение при помощи пальчиков различных фигурок: "Флажок", "Очки", "Бинокль", "Зайчик", "Коза". При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
Пальчик в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот все глядел.
Апельсин
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для кота,
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для улитки,
Эта долька - для чижа,
Ну, а волку - кожура!