Ольга Трифонова
Консультация для родителей «Почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихолог А. Р. Лурия важную роль придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику, химию и т. д. Это означает, что:
• приобретение речи требует огромных мозговых затрат, ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга;
• овладение любой высшей психической деятельностью невозможно без активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга, а если и возможно, то в существенно ограниченном объеме или же обходным путем, как например, при глухоте, нередко обозначаемой в быту как глухонемота.
Для правильного развития речи и других высших психических функций (ВПФ) - памяти, мышления, внимания, воображения - очень важна согласованная работа трёх блоков головного мозга:
• энергетического блока, регулирующего тонус головного мозга (ретикулярная формация ствола, лимбическая система, медиобазальные отделы лобной и височной коры головного мозга);
• блока приёма, переработки и хранения информации (основные анализаторные системы, зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга, после Роландовой борозды);
• блока программирования, регуляции и контроля (передний мозг, расположен до Роландовой борозды);
а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе, при недостаточном развитии одного из них, у ребёнка с нормальным, казалось бы, интеллектом будут возникать проблемы в обучении, в том числе в усвоении письменной речи.
Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок будет быстро утомляться. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, что проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записей, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока - блока программирования и контроля - ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения: ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
Если говорить о полушарной асимметрии мозга, то у «правополушарного» человека, у которого отключено левое полушарие, отмечается резкое обеднение словаря. Его пониманию доступны только короткие простые фразы. Сам говорит отдельными словами, но, несмотря на скудность словаря, у такого человека сохраняется интонационный рисунок речи; он легко узнаёт музыкальные мелодии, неречевые звуки, прекрасно различает голоса, интонации других людей.
Принципом функционирования правого полушария является целостность, таким образом, оно не способно к осуществлению операций анализа и синтеза. Для того, чтобы правое полушарие функционировало, оно должно соприкоснуться с действительностью непосредственно (чувственно).
У «левополушарного» человека речь сохранена. Речевая активность повышена, словарь богат и разнообразен. Но речь такого человека монотонная, она утрачивает выразительность интонаций. «Левополушарный» человек плохо различает голоса говорящих людей, неречевые звуки (смех, кашель; звуки, издаваемые транспортом, животными и др.).
Основной способ деятельности левого полушария - линейность, осознанность, тенденция к созданию схем, классификаций, понятий, суждений, т. е. логических универсалий. У всех людей принцип деятельности левого полушария одинаков, однако количественные характеристики существенно разнятся. Одни из них с трудом овладевают школьным курсом математики, другие на основании математических расчетов открывают новые законы природы.
Правое полушарие ответственно за «языковой портрет» конкретного человека: у одного человека превалирует сугубо бытовая речь, у другого - жаргонная, у третьего - деловая, у четвертого - художественно окрашенная, у пятого - научная, а у шестого - изысканно-претенциозно-светская и т. д. Даже у человека с патологической речью, с афазией, нейропсихологи выделили «языковые типажи»: профессор, хулиган, анекдотчик, дамский угодник, тамада и т. п. Немаловажно и то, что индивидуальная речевая продукция правого полушария является основой для художественной речи.
В раннем онтогенезе доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдает бразды правления» левому, становящемуся у взрослого человека ведущим. Это означает, что оно отвечает за речевую и большую часть других ВПФ и контролирует правое. Правое в зрелом мозге играет субдоминантную роль. Процесс «перехода функций из правого в левое полушарие» носит название левополушарной латерализации. Существуют возрастные пороги этого сложного процесса. Например, схематическое изображение предмета и буквы получает левостороннюю латерализацию в среднем в 6-7-летнем возрасте.
Мышление ребенка, рано созревшего в левополушарном отношении, часто бывает логически нормативным, даже «сильным», но мало нюансированным, неярким. В определенной степени ранняя левополушарная латерализация - одна из причин того, почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд. Бедность правого полушария лишает их творческого импульса. Опираясь только на логику, невозможно создать что-либо по-настоящему новое. Запаздывание левополушарной латерализации обусловливает различные задержки психического развития. Неспособность к 6-7 годам усвоить букву и цифру, отсутствие естественного интереса к ним делает проблематичным обучение в школе.
Чтобы развитие мозга и психики было гармоничным, нейропсихологи советуют не торопиться с ранним обучением чтению, оставить в покое решение различного рода интеллектуальных задач, а больше заниматься рисованием, лепкой, пением, подвижными играми.
В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, моторики и интеллекта, необходима совместная их стимуляция с целенаправленным формированием речевых навыков на всех возрастных этапах.