Приложение МААМ

Консультация для родителей «Почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд»

Ольга Трифонова
Консультация для родителей «Почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд»
▼ Скачать + Заказать документы

Нейропсихолог А. Р. Лурия важную роль придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику, химию и т. д. Это означает, что:

• приобретение речи требует огромных мозговых затрат, ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга;

• овладение любой высшей психической деятельностью невозможно без активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга, а если и возможно, то в существенно ограниченном объеме или же обходным путем, как например, при глухоте, нередко обозначаемой в быту как глухонемота.

Для правильного развития речи и других высших психических функций (ВПФ) - памяти, мышления, внимания, воображения - очень важна согласованная работа трёх блоков головного мозга:

• энергетического блока, регулирующего тонус головного мозга (ретикулярная формация ствола, лимбическая система, медиобазальные отделы лобной и височной коры головного мозга);

• блока приёма, переработки и хранения информации (основные анализаторные системы, зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга, после Роландовой борозды);

• блока программирования, регуляции и контроля (передний мозг, расположен до Роландовой борозды);

а также согласованная работа левого и правого полушарий. Иначе, при недостаточном развитии одного из них, у ребёнка с нормальным, казалось бы, интеллектом будут возникать проблемы в обучении, в том числе в усвоении письменной речи.

Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок будет быстро утомляться. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, что проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записей, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

При недостаточном развитии третьего блока - блока программирования и контроля - ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения: ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.

Если говорить о полушарной асимметрии мозга, то у «правополушарного» человека, у которого отключено левое полушарие, отмечается резкое обеднение словаря. Его пониманию доступны только короткие простые фразы. Сам говорит отдельными словами, но, несмотря на скудность словаря, у такого человека сохраняется интонационный рисунок речи; он легко узнаёт музыкальные мелодии, неречевые звуки, прекрасно различает голоса, интонации других людей.

Принципом функционирования правого полушария является целостность, таким образом, оно не способно к осуществлению операций анализа и синтеза. Для того, чтобы правое полушарие функционировало, оно должно соприкоснуться с действительностью непосредственно (чувственно).

У «левополушарного» человека речь сохранена. Речевая активность повышена, словарь богат и разнообразен. Но речь такого человека монотонная, она утрачивает выразительность интонаций. «Левополушарный» человек плохо различает голоса говорящих людей, неречевые звуки (смех, кашель; звуки, издаваемые транспортом, животными и др.).

Основной способ деятельности левого полушария - линейность, осознанность, тенденция к созданию схем, классификаций, понятий, суждений, т. е. логических универсалий. У всех людей принцип деятельности левого полушария одинаков, однако количественные характеристики существенно разнятся. Одни из них с трудом овладевают школьным курсом математики, другие на основании математических расчетов открывают новые законы природы.

Правое полушарие ответственно за «языковой портрет» конкретного человека: у одного человека превалирует сугубо бытовая речь, у другого - жаргонная, у третьего - деловая, у четвертого - художественно окрашенная, у пятого - научная, а у шестого - изысканно-претенциозно-светская и т. д. Даже у человека с патологической речью, с афазией, нейропсихологи выделили «языковые типажи»: профессор, хулиган, анекдотчик, дамский угодник, тамада и т. п. Немаловажно и то, что индивидуальная речевая продукция правого полушария является основой для художественной речи.

В раннем онтогенезе доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдает бразды правления» левому, становящемуся у взрослого человека ведущим. Это означает, что оно отвечает за речевую и большую часть других ВПФ и контролирует правое. Правое в зрелом мозге играет субдоминантную роль. Процесс «перехода функций из правого в левое полушарие» носит название левополушарной латерализации. Существуют возрастные пороги этого сложного процесса. Например, схематическое изображение предмета и буквы получает левостороннюю латерализацию в среднем в 6-7-летнем возрасте.

Мышление ребенка, рано созревшего в левополушарном отношении, часто бывает логически нормативным, даже «сильным», но мало нюансированным, неярким. В определенной степени ранняя левополушарная латерализация - одна из причин того, почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд. Бедность правого полушария лишает их творческого импульса. Опираясь только на логику, невозможно создать что-либо по-настоящему новое. Запаздывание левополушарной латерализации обусловливает различные задержки психического развития. Неспособность к 6-7 годам усвоить букву и цифру, отсутствие естественного интереса к ним делает проблематичным обучение в школе.

Чтобы развитие мозга и психики было гармоничным, нейропсихологи советуют не торопиться с ранним обучением чтению, оставить в покое решение различного рода интеллектуальных задач, а больше заниматься рисованием, лепкой, пением, подвижными играми.

В связи с тем, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, моторики и интеллекта, необходима совместная их стимуляция с целенаправленным формированием речевых навыков на всех возрастных этапах.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Научные ответы на детские «Почему?»Консультация для родителей. Научные ответы на детские «Почему?» Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Развитие познавательной активности детей, их любознательности,.

Консультация для родителей «Почему дети хотят иметь собаку»Консультация для родителей «Почему дети хотят иметь собаку» Уважаемые коллеги! Наверняка каждый из вас, воспитывая своих детей, сталкивался с острой необходимостью заведения домашнего питомца. Желание.

Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд»
Опубликовано: 28 декабря 2024 в 10:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трифонова (УИ 26819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД