Татьяна Колченогова
Консультация для родителей «Игры и упражнения для младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнения дыхательной гимнастики для часто и длительно болеющих детей ясельного возраста.
«Часики»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 7-8 раз.
«Дудочка»
Сесть на стульчик, кисти рук сжать как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно выдох с произнесением звука ф-ф-ф. Повторить 4 раза.
«Петушок»
Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны, вдохнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку-ка-ре-ку», выдохнуть. Повторить 4 раза в течение 20 секунд.
Темочки:
«Веселый мячик»
Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед. Повторить -5 раз.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками, приговаривая «чук-чук-чук». Повторить.
«Гуси»
Медленно ходить по комнате, на вдох поднимать руки в стороны, на выдохе опустить вниз с произнесением длинного звука «у-у-у». Повторять минуту.
2. Упражнения артикуляционной гимнастики.
Широко открой рот-закрой.
Покажи длинный язык.
Язычок бегает вправо-влево.
Покажи зубки.
«Улыбка» (произнести «И») - «»Трубочка» (произнести «»У»).
Надуй и сдуй щеки.
Оближи верхнюю губу вправо- влево.
Оближи нижнюю губу вправо- влево.
Оля произносит: «О». И ты произнеси: «О».
Оля поет: «О-о-о-о-о». и ты спой, как Оля.
Кончиком языка сильно упрись в бугорочки за нижними зубами, удержи язык 5-7 секунд.
3. Упражнения пальчиковой гимнастики.
«Зайчик» - шевелить указательным и средним пальцами. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
«Ежик» - пальцы одной руки между пальцами другой руки, то прижимаем к тыльной стороне ладони другой руки, то выпрямляем.
«Птенчик» - указательный и большой пальцы смыкаются в кольцо, мизинец, безымянный и средний пальцы согнуты и прижаты к ладони.
Покажи птенчика правой рукой, затем левой.
Покажи птенчиков двумя руками вместе.
Птенчик широко раскрывает клюв и произносит «А».
Широко открой рот и произнеси «А», как птенчик.
«Пальчики бегают по столу»
«Кулак – ладонь» - сожми пальчики в кулак и разожми.
«Колечко» - сделай колечко большим и указательным пальцами левой руки.
Сделай колечко правой рукой.
Сделай колечко обеими руками.
«Козочка» - указательный и средний пальцы раздвинуты в разные стороны, остальные пальцы сжаты в кулак.
Сделай упражнение правой рукой.
Сделай упражнение левой рукой.
Сделай упражнение обеими руками.
4. Игры для развития фонематического слуха.
Игра «Громко – тихо»
Аня утром рано встала,
Очень громко закричала: «А-а-а!»
Попросите ребенка произнести звук «А» громко, как Аня.
Тихо, Аня, не кричи,
Других деток не буди.
Тихо: «А-а-а» произнеси.
Попросите теперь произнести звук «А» тихо.
Игра «Мишка и птички».
Анечка гулять пошла,
Видит - птичка у крыльца
Птичка тоненько поет,
Широко открыла рот: «А-а-а».
Попросите ребенка произнести звук «А» тоненьким голосом, как птичка.
А в лесу гуляет мишка,
Косолапый шалунишка.
Низким голосом поет,
Широко открыл свой рот: «А-а-а».
Попросите ребенка произнести звук «А» низким голосом, как мишка.
Игра «Самолет-ветер»
Самолет летит,
Очень громко гудит: «У-у-у!»
Ребенок гудит громко.
Тихо ветер задувает
И снежинки поднимает: «У-у-у!»
Ребенок дует тихо, как ветер.
Игра «Волк и птичка»
Серый волк в лесу живет,
Низким голосом поет: «У-у-у!»
Птичка на ветке его услыхала,
Тоненько «у-у-у» ему подпевала.
Игра «Сова»
Там в лесу живет сова,
Громко ухает она.
- Ух!
- Ух! Ух!
-Ух! Ух! Ух!
Повторить как по-разному ухает сова.
5. Игры на развитие лексики.
«Лицо» : покажи и назови части лица.
«Искупаем куклу» : назвать части тела куклы, которые моем.
«Одежда» : показать и назвать свою одежду.
«Магазин»
Мама деток наряжает,
Им одежду покупает.
В магазин с тобой пойдем,
Там одежду мы найдем.
По картинкам ответить, что купила мама.
«Обувь» : кто что обувает.
«Дикие животные» : перечислить животных, которые живут в дикой природе (в лесу).
«Домашние животные» : перечислить животных, которые живут с человеком.
«Домашние птицы» : назвать птиц, которые живут с человеком.
«Покажи и скажи» : попросить ребенка рассмотреть изображение петуха и ответить на вопросы:
-Где голова (гребешок, бородка, глаза, клюв, шея, туловище, крылья, перья, хвост, лапы?
Список литературы:
Бардышева Т. Ю. Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. М., 2010
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М., 2008
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2006
Ткаченко Т. А. Веселые пальчики. М., 2009