Екатерина Цветкова
Консультация для родителей по профилактике агрессивного поведения
▼ Скачать
Человек обладает способностью любить,
и если он не может найти применения своей способности любить,
он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.
Этим средством он руководствуется,
как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Публикация «Консультация для родителей по профилактике агрессивного поведения» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).
Если же проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй, т. к. именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения.
По мнению современных исследователей, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе жизнедеятельности через наблюдение соответствующего способа действий. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.
Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.
Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.
На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
Выделяют 5 видов агрессии :
Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии : использование физической силы против другого лица. Ребёнку свойственно решать вопросы с позиции силы.
Косвенная агрессия — агрессия, окольным путём направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) либо ни на кого не направленная (крики в толпе, топанье и т. д.).
Раздражительность — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, так и через содержание словесных ответов (ругань, проклятия, угрозы). За словом в карман не полезет. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.
Как уже отмечалось, одной из важнейших причин агрессивности ребёнка является семья и семейные взаимоотношения. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.
Наиболее благоприятным для ребёнка является авторитетный (демократический) стиль воспитания, при котором он получает ценный опыт человеческих взаимоотношений и учится контролировать свои агрессивные импульсы.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает. Просто необходимо научиться контролировать собственные импульсы или выражать их в формах, приемлемых в обществе. Вот именно здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребёнка в семье и эмоциональный фон детско-родительских отношений, т. к. для ребёнка самым важным примером является поведение и отношение родителей.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе, и по отношению к собственному ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит себе требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность – это тоже тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
К примеру, сегодня «лёгкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Требовательность по отношению к ребёнку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время, а затем налагается запрет, это приводит к проявлению агрессивности со стороны ребёнка.
Как же правильно реагировать на проявление детской агрессии?
Существует связь между наказанием и агрессивностью. Учёные отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Замечено, если родители применяли суровые методы воспитания, то дети были высоко агрессивными во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало агрессии по отношению к родителям. Кроме того, мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление (агрессию).
В то же время, пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики исследователи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, “кто под руку попадётся”, чаще всего – на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные отклонения в психическом здоровье ребёнка (разнообразные неврозы); глубокие нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, немотивированная обидчивость, мнительность, неуверенность, агрессивность.
Если же, несмотря на все усилия, вы, уважаемые родители, понимаете, что справиться с агрессивностью своего ребёнка самостоятельно не можете, обращайтесь к психологу. Поймите, что таким образом вы не «выносите сор из избы» и не расписываетесь в своей беспомощности, а наоборот: становитесь на защиту своей семьи.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только среди взрослых, но и среди детей.
Причинами агрессивного поведения можно назвать :
- Скверная атмосфера в семье;
- Поведенческие проблемы;
- Отвержение сверстниками;
- Низкая самооценка;
- Собственный пример.
Пренебрежение родительскими обязанностями, жестокое отношение между родителями и к ребенку означает, что его комфорту, здоровью, благополучию наносится ущерб.
Если вдуматься, то агрессивные дети попадают в замкнутый круг. Они отталкивают окружающих, а их неприязнь лишь усиливает агрессию. Неодобрение окружающих провоцирует чувство гнева и страха, но на самом деле – это попытка восстановить социальные связи.
Так нужно ли наказывать ребенка за агрессию?
С одной стороны, если ребенку удалось добиться свей цели через агрессию, взрослый ему уступил, то он и впредь будет добиваться своего таким путем. Но и наказание приводит лишь к одному – ее усилению. После наказания ребенок, конечно, прекратит драться во дворе или портить вещи, но эта загнанная внутрь агрессия найдет выход в другом месте: в детском саду, не через драку, а через обидные высказывания. Агрессия может «уйти в себя» - желание сделать больно самому себе, придумывание неприятных историй со своим участием и пр.
Наказание за агрессию ее не снижает, а наоборот, увеличивает. Ведь взрослый наказанием подает самый лучший пример – наказанием тоже можно воздействовать на окружающих.
Но! Реагировать все равно нужно!
Объясните малышу, что его любое действие ведет за собой последствия, пусть он об этом знает. Если вам не нравится его поведение – вы оставляете за собой права лишить его просмотра мультфильмов, игр или прогулки с друзьями. Но не забывайте: отмечайте похвалой и поощрением любое достижение ребенка.
Давайте запомним, что поощрение жестом, словом, взглядом, действием имеет огромное значение для ребенка. Наказание значимо, если:
- объяснено ребенку;
- следует сразу за проступком;
- продумано, но не жестоко;
- оценивает действия, а не качества ребенка.
Наказывая ребенка, мать и отец должны работать сообща, проявляя терпение, спокойствие.
Советы для родителей :
- будьте последовательны в своих действиях и словах;
- будьте разумны в требованиях к своему чаду;
- помогите ребенку в формировании контроля над собой;
- позвольте ребенку выражать и отрицательные эмоции, но не при помощи тумаков, а словами;
- остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка и лишиться его доверия очень легко!
- контролируйте свои собственные эмоции.