Галина Бухтерева
Консультация для родителей по ОБЖ «Безопасность детей в общении с природой«
▼ Скачать + Заказать документы
«Есть просто храм, *
Есть храм науки,
А есть еще природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь».
С. Смирнов
«Безопасность детей в общении с природой»
г
2
Публикация «Консультация для родителей по ОБЖ „Безопасность детей в общении с природой„» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Общение с ребенком. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2021
Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Но особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых - не только оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными сложными, а иногда опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека - то ли это современный мегаполис или село, обычная домашняя обстановка или путешествие к морю - каждая среда диктует совершенно разные способы поведения и, конечно же, соответствующие меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного. ^ положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог вместе познаем, ищем, делаем открытие, удивляемся. Любая общепринятая’ норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только, тогда она станет действенным регулятором его поведения. Что же такое безопасность? Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях. Конечно, дети могут оказаться и в непредсказуемой ситуации, поэтому главная задача взрослого - стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Поэтому традиционные формы обучения надо использовать лишь частично. Нужно больше внимания уделять организации различных видов деятельности, которые направлены на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
К сожалению, вся наша окружающая обстановка, находится’ сейчас в таком тяжелом положении, что человеку в здравом уме становится страшно, но больше всего мы, взрослые, боимся за наше будущее поколение, то есть за наших детей. И поэтому очень остро стоит вопрос: как сделать жизнь детей безопасной?
Конечно же, нужно дать детям знания о том, что в природе все взаимосвязано. При этом дети должны понять: земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
Также нужно детей познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды. В доступной форме объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Нужно рассказать, что человек считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что окружало его - леса,
3
моря, недра, животных и т. д. Но оказался плохим, нерадивым хозяином - уничтожены леса, истреблены многие виды зверей, птиц, рыб. Построил много заводов, фабрик, которые отравляют воздух, загрязняют воду, почву.
В настоящее время настоящую угрозу представляет ухудшение экологической ситуации для здоровья человека. Нужно объяснять, доводить до ума даже малышей, что выполнение самых обычных привычных требований со стороны взрослого: «не пей воду из под крана; ешь вымытую морковку, перед едой мой руки и т. д.», в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь ребенку.
Малышам, например, можно напомнить известного героя Иванушку из сказки «О сестрице Аленушке и братце Иванушке»,
«не пей из копытца -. станешь.». Это поможет детям понять и запомнить, что употребление грязной воды приведет к серьезным последствиям.
С детьми более старшего возраста нужно организовывать опыты, небольшие исследования, чтобы дети воочию увидели, что ’ содержится в том или ином веществе и т. д. Например, после опыта со снегом - растаяли его, рассмотрели в лупу содержимое воды - одго это сформирует у детей чувство брезгливости к «грязной воде»*,.
Наши дети очень часто выезжают за город, в деревню и т. д. И они должны знать, что небезопасными для их здоровья стали сейчас такие традиционные «чистые» источники питьевой воды, как колодцы, реки, водопровод (особенно весной, поэтому нельзя пить воду где бы то ни было, предварительно не подвергнув ее обработке (фильтрация, кипячение и т. д.). Это с трудом дается детям доказать.
Мы даем детям всесторонние знания и умения в том, что все в природе взаимосвязано. И нельзя упустить вопрос, что ничего в природе не проходит бесследно, поэтому нашу природу надо беречь и помогать ей выжить. Нужно научить малышей ответственному и. бережному отношению к матушке Природе (не разорять гнезда птиц, муравейники, не ломать ветки и т. д.). но нужно объяснять. детям, что нельзя забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контакте с животными. Дети - самые любопытные «существа» на земле: любят все потрогать, попробовать на вкус, на цвет и т. д. Задача взрослого, используя все известные приемы и методы, доказать детям, что надо быть осторожными и отучиться от самой вредной привычки пробовать все подряд, так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например, кислотных дождей, опасным может быть и самый «безобидный» листочек. С помощью дидактических игр, художественной литературы и т. д. Даем детям
4
элементарные знания о ядовитых грибах. Но и неядовитые грибы могут нести опасность и быть непригодными для еды. *
В связи с тем, что с каждым днем появляется все больше бродячих кошек, собак, да и даже экзотических птиц, животных, встал очень остро, вопрос — контакты детей с ними. Взрослые настойчиво, нравоучительно, должны показать, что можно и чего нельзя делать с незнакомыми животными и т. д. Но дать детям понятие - можно гладить знакомых животных, и то с осторожностью - ведь у них тоже свой нрав и характер. А уж если у животных, птиц появляется потомство, то к ним лучше не подходить.
>
Взрослые должны научить детей не только с осторожностью относиться к животным, птицам, но и то, что этим животным нужно помогать выжить, а не дразнить и мучить.
Но главным вопросом здесь будет: восстановление окружающей среды, это „является одним из главных факторов ^ экологической безопасности. Необходимо создавать все возможные условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды - в группе дети ухаживают за рыбками в аквариуме, за животными в уголке, за растениями в группе и т. д.
Дети должны знать, что нельзя мусорить на улице - это ухудшает экологическую обстановку, а это сказывается на здоровье человека, животных и т. д.
Можно использовать все методы, но больше наглядных, дидактических, практических. С помощью практических методов дети быстрее и лучше усваивают знания.
5
Известно, что в жизни всего живого нет ничего центре, чем госпожа Вода. Ни человек, ни зверь, ни птица, ни травинка не выживет без воды.
Вода - широкое понятие: капелька росы, дождинка, снежинка, лужа, ручей, река, море, океан, подземные реки и озера, но и вода в водопроводе, в чайнике, в супе, вода для полива, вода для. все и везде Вода. С
4;
«А без воды -и ни туда, и ни сюда.». (Это строки из песенки). Поэтому мы решили провести с детьми занятие «Вода. Её состояния».