Ксения Етриванова
Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Олимпик»
Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста.
Етриванова К. В.
2024г.
Адаптация представляет собой процесс, в ходе которого организм приспосабливается к новым условиям. В новой среде малыш испытывает значительное нервно-психическое напряжение и стресс, который не утихает ни на мгновение, особенно в первые дни. В этот период у большинства детей наблюдаются ярко выраженные негативные эмоции: от легкого хныканья и "плача за компанию" до частых приступов плача. Особенно заметны проявления страха — ребенок боится незнакомой обстановки, новых воспитателей и, что наиболее важно, опасается, что вы забудете о нем, покинув детский сад для работы. В процессе адаптации поведение и реакции ребенка могут меняться: его эмоциональное состояние колеблется, могут возникать проблемы с аппетитом и сном, а также утрачиваются ранее приобретенные навыки. В этот период дети часто болеют, что связано как с психическим напряжением, так и с тем, что они сталкиваются с новыми вирусами.
Существует три уровня адаптации: лёгкая, средней степени и тяжёлая:
лёгкая адаптация – до 1 месяца;
адаптация средней степени – до 2 месяцев;
тяжёлая адаптация – от 2 до 6 месяцев.
При лёгкой адаптации негативные эмоции у ребёнка быстро проходят. В этот период малыш может плохо спать, терять интерес к еде и неохотно играть с другими детьми. Однако в течение месяца, по мере привыкания к новым условиям, всё приходит в норму: аппетит восстанавливается, сон улучшается, речь может немного замедляться, но ребёнок всё же реагирует на взрослых и выполняет их указания. Обычно в этот период дети не болеют.
При средней тяжести адаптации эмоциональное состояние ребёнка восстанавливается медленнее, и в течение первого месяца после поступления в детский сад он часто страдает от острых респираторных инфекций. Болезнь длится 7–10 дней и проходит без осложнений. Восстановление сна и аппетита может занять от 20 до 40 дней, а настроение в течение месяца остаётся нестабильным. Эмоциональное состояние ребёнка может быть неустойчивым, с частыми проявлениями плаксивости. Отношение к близким в этот период характеризуется эмоциональным возбуждением, плачем и криком при расставании.
Наиболее нежелательной является тяжелая адаптация: эмоциональное состояние ребенка восстанавливается очень медленно, иногда этот процесс занимает несколько месяцев. В этот период ребенок может часто болеть, причем заболевания нередко сопровождаются осложнениями, или проявлять стойкие нарушения поведения. У него возникают проблемы со сном: он плохо засыпает, сон короткий, может вскрикивать или плакать во сне и просыпаться со слезами. Аппетит снижается, возможен стойкий отказ от еды, невротическая рвота и бесконтрольный стул. Реакции ребенка направлены на выход из сложившейся ситуации: это может быть либо активное эмоциональное состояние (плач, гневные крики, агрессивные и разрушительные реакции, двигательный протест, либо отсутствие активности при выраженных негативных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к другим детям может проявляться в избегании, настороженности или агрессии. Ребенок может отказываться участвовать в деятельности и испытывать задержку речевого развития.
Обратите внимание! Если в первый день ваш ребенок не плачет, играет и с любопытством исследует окружающее пространство, это не означает, что он полностью адаптировался и готов провести весь день в саду. Первый день не является надежным индикатором процесса адаптации.
Мальчики, как правило, более уязвимы в процессе адаптации, чем девочки, так как в этот период они сильнее привязаны к матери и более остро переживают разлуку с ней. Особенно трудно адаптироваться к детскому саду единственным детям в семье, особенно если они чрезмерно опекаемы, зависимы от матери и привыкли к постоянному вниманию, что делает их неуверенными в себе. Воспитатели стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку в период адаптации, предоставляя максимум ласки и заботы. На начальных этапах знакомства детей с детским садом воспитатели стремятся собрать как можно больше информации о новых воспитанниках – их особенностях и привычках – чтобы учитывать это в процессе взаимодействия. Поэтому не стесняйтесь обсуждать с воспитателями особенности вашего ребенка и делиться информацией о нем.
Успех адаптации вашего малыша зависит не только от воспитателей и самого ребёнка, но и в значительной степени от вас. Вы можете помочь своему ребёнку легче войти в новые условия детского сада.
Чтобы подготовить ребенка к детскому саду, важно заранее психологически настроить его и следовать нескольким рекомендациям:
1. Родителям следует принять мысль: «Мой ребенок идет в детский сад, где ему будет комфортно, о нем позаботятся, и он сможет играть с другими детьми. Я хочу, чтобы он пошел в сад». Наиболее сложным моментом для родителей и детей является расставание. Главное правило: если мама спокойна, то и малыш будет спокоен. Ребенок чувствует вашу неуверенность и начинает переживать еще больше. Говорите с ним как дома, так и в саду спокойно и уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании и раздевании в саду. Общайтесь с ребенком уверенным, но не слишком громким голосом, комментируя все свои действия. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах может стать любимая игрушка, которую ребенок берет с собой в сад. Увидев, как зайчик «с нетерпением ждет сада», малыш сможет заразиться его уверенностью и позитивным настроением.
2. Пусть малыша сопровождает тот родитель или родственник, с которым ему проще расстаться. Воспитатели заметили, что с одним из родителей ребенок прощается довольно спокойно, в то время как с другим ему трудно отпустить, и он продолжает переживать после его ухода. Обязательно сообщите, что вы вернетесь, и уточните, когда именно (после прогулки, обеда или после того, как он поспит и поест). Малышу легче знать, что мама придет после определенного события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь и выполняйте свои обещания! Заранее подготовьте ребенка к временной разлуке. Например: «Ты стал большим и взрослым. Тебя уже приняли в детский сад. Мы будем ходить на работу, а ты - в детский сад. Так делают все. Ты у нас очень хороший, и мы тебя любим. Мы уверены, что ты нас не подведешь!»
3. Придумайте свой собственный ритуал прощания (например, поцелуй, помахивание рукой или фраза «до свидания»). После этого сразу уходите: делайте это уверенно и не оборачивайтесь. Чем дольше вы будете колебаться, тем больше будет переживать ваш малыш.
4. Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте расписание работы детского сада и за один-два месяца постарайтесь адаптировать к нему вашего ребенка.
5. Постарайтесь, чтобы рацион питания ребенка был ближе к тому, что предлагают в детском саду. Не стоит кормить его только пюре!
6. Чтобы избежать дискомфорта у ребенка, желательно заранее приучить его к горшку и отучить от соски.
7. Важно уделить особое внимание развитию у детей навыков самообслуживания. Ребенок, который умеет самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (за исключением застегивания пуговиц и завязывания шнурков, не будет ощущать себя беспомощным и зависимым от взрослых, что благоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
8. Создайте у ребенка положительный образ детского сада! Познакомьте его со зданием и территорией детского сада. Покатайте на качелях, горке, поиграйте на спортивной площадке. Расскажите сказку о детском саде. Например: «Жила-была девочка (мальчик, умная, красивая и веселая. Когда она подросла, ее приняли в детский сад. Это волшебное место, куда мамы и папы приводят своих детей. В детском саду им очень хорошо: они играют, поют, танцуют, кушают и гуляют. Там много игрушек, особенно… (назовите любимые игрушки вашего ребенка). Девочке (мальчику) очень понравилось в детском саду, особенно кататься на горке и качелях, помнишь, как мы с тобой! Ты уже большая и скоро пойдешь в сад. Я уверена, что тебе там понравится». К сожалению, иногда родители совершают ошибки, которые могут усложнить адаптацию ребенка к детскому саду.
Что категорически нельзя делать:
- Не наказывайте и не сердитесь на ребенка за его слезы при расставании или за переживания, связанные с необходимостью идти в детский сад. Помните, что он имеет право на такие эмоции. Напоминания о том, что «он обещал не плакать», не будут эффективными, так как дети в этом возрасте еще не способны «держать слово». Лучше еще раз скажите ему, как сильно вы его любите и что обязательно вернетесь.
- Не угрожайте детским садом, говоря: «Если будешь себя плохо вести, снова пойдешь в детский сад!» Место, которое используется для запугивания, никогда не станет любимым или безопасным.
- Не говорите плохо о воспитателях и детском саде в присутствии ребенка. Это может создать у него впечатление, что сад — это плохое место, а окружающие его люди — недобрые. В результате тревога только усилится.
-Не стоит обманывать ребенка, утверждая, что вы вернетесь очень скоро, если ему предстоит провести в садике полдня или даже целый день. Лучше, чтобы он знал, что мама придет не сразу, чем ожидать ее весь день и в итоге потерять доверие к самому близкому человеку.
Положительные эмоции обязательно заменят отрицательные, что будет свидетельствовать о завершении периода адаптации. Если ребенок успокаивается спустя некоторое время после ухода мамы, значит, все идет хорошо. Проявляйте терпение, понимание и внимательность. Вскоре детский сад станет для малыша уютным, знакомым и привычным местом!