Барабанова Екатерина
Консультация для родителей «Пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 8 «Золотая Рыбка»
«Пальчиковые игры»
Составила: воспитатель
высшей категории
Барабанова Е. Ю.
Воскресенск
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Пальчиковые игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры — замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша.
Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Первое время малыш повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. п. Позже ребенок будет стремиться самостоятельно озвучить свои действия.
Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения. Играя с пальчиками; он легко запоминает их уже после нескольких прочтений.
Ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием.
А вот взрослому, который играет с малышом, желательно знать текст игр наизусть. Но, если на это нет времени, прочтите стихотворение, чтобы представить себе его содержание, разберите движения и первое время играйте с ребенком, подсматривая в книгу. Уверяю вас, текст, подкрепленный действием, запомнится очень быстро.
Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики вашего ребенка — это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать (это и многим взрослым не помешало бы).
Ручки ребенка еще не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.
Пальчиковые игры — это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Внимание
Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.
Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание.
Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.
Воображение
Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам.
Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованны и коммуникабельны.
Первые математические понятия
Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее короче, больше — меньше и т. п. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.
Как играть
Сначала попробуйте устроить «пальчиковый театр», в котором ребенок просто зритель: рассказывайте небольшие сказки, подкрепляя слова соответствующими движениями. Очень скоро малыш захочет повторять движения вместе с вами. Обязательно дождитесь этого момента. Помните, что все дети разные. Одни тут же включатся в игру, другие будут только созерцать, а потом, когда вы совсем не ожидаете (на прогулке или сидя на горшке, вдруг начнут складывать пальчики или произносить стихотворные фразы.
Не добивайтесь произнесения стихотворения вместе с движением. Малышам до трех лет это тяжеловато, хотя некоторым нравится озвучивать ритмичные действия. Вполне достаточно того, что ребенок стремится повторить тот или иной жест.
Поначалу не все движения получаются у малыша хорошо. Обычно это беспокоит родителей, но не самого ребенка. Он выполняет как может. Не торопитесь поправлять его. Просто показывайте движение сами снова и снова, а малыш со временем обязательно будет стремиться «усовершенствовать» свои действия.
Бывает так, что ручки совсем «не хотят» играть. Это означает одно из двух: либо ваш малыш слишком погружен в созерцание, либо у вас не хватает терпения и вы желаете немедленных результатов. В любом случае вы можете побудить ребенка к действию, но только не командами и пояснениями. Просто (если, конечно, малыш позволит) сами поиграйте его пальчиками, сопровождая движения соответствующим стихотворным текстом.
Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди к врачу, долгая поездка на машине (если вы не за рулем, необходимость переключить внимание ребенка и т. п. Это замечательная возможность плодотворного общения с малышом.
Примечание
1. Игры распределены по степени сложности.
2. В конце стихотворений есть устные или письменные задания разносторонней направленности. Обратите на них внимание ребенка, скорее всего, он захочет продолжить игру.
Используемая литература:
Е. Б. Шмелева – Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет – М. : Издательство «Ювента», 2008 .- 48 с. : ил.