Анжелла Селезнева
Психолого-педагогическое просвещение родителей в интересах устойчивого развития личности ребенка 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Зарубежный педагог начала XX века Э. Кэй писала: «Ребенок в глубине своего внутреннего «Я» чувствует, что имеет право быть /нехорошим/», право, которым взрослые пользуются беспрепятственно. И не только пользоваться этим правом, но и быть спокойно предоставленным всем опасностям и радостям, которые влечет за собой подобного рода настроение. В девяти из десяти раз следует закрывать глаза на детские недостатки, воздерживаясь от непосредственного вмешательства, которое обыкновенно бывает ошибочным, а вместо этого направить свою бдительность на окружающее, в котором ребенок растет, и свое собственное самовоспитание — вот в чем заключается искусство естественного воспитания».
Публикация «Психолого-педагогическое просвещение родителей в интересах устойчивого развития личности ребенка 3–5 лет» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Прошло сто лет, а эти слова по-прежнему современны. И тем не менее мы - взрослые не оставляем ребенку право на ошибку. Но мы то с вами, как педагоги, это понимаем и поэтому наша задача донести истину до родителей. Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста - педагога, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Но как люди творческие, мы зачастую увлекаемся. Я имею в виду, что сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять не просто заинтересованность, но и хоть иногда инициативу по вопросам воспитания своих чад.
Мы охватываем проблему взаимодействия воспитателей с родителями дошкольников 3-5 лет. Этот возраст для многих родителей является именно тем возрастом, с которого они помнят себя. Для большинства родителей детей этого возраста - это «золотое время» родительства. И тем неприятнее бывает родителям, когда они «вдруг» сталкиваются с детским неприятным поведением: ребенок бывает просто невыносим : упрям, капризен, агрессивен, зануден и т. д. Но все по - порядку.
К нам приходят дети во вторую младшую группу. Знакомясь с детьми, вступая с ними в непосредственный контакт, наблюдая за взаимодействиями между детьми, мы вдруг обнаруживаем некоторый негативизм, который проявляется как отрицательная реакция на требования педагога, либо отказ выполнять какие-либо требования взрослых, или боязливость, несмелость, безынициативность и т. д. И тогда мы обращаем свое внимание на родителей. То есть, мы наблюдаем за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.
В своей работе с родителями мы используем методику контактного взаимовоздействия педагогов с родителями. Она состоит из нескольких стадий работы.
1-я стадия взаимодействия воспитатель - родители : поиск контактов при встрече.
На этом этапе выдвигается приоритетная задача:
- научить родителей преодолевать авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
Для этого мы проводим анкетирование родителей по теме : «ЧТО ВАС ТРЕВОЖИТ В СОБСТВЕННОМ РЕБЕНКЕ?», это такой (опросник для родителей, который заполняйте на основе наблюдения за поведением ребенка за последние 6 месяцев
Анализируя результаты опросника, мы одновременно оцениваем ответы родителей как информацию о том, видят ли они вообще своего ребенка. После такой анкеты мы начинаем общение непосредственно с мамами и папами. Здесь необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. На этом этапе работы неоценима помощь педагога-психолога, мы обращаемся к нему по каждому вопросу. Так как этот возраста конец третьего года жизни и начало четвертого характеризуется как кризисный. Всем теперь уже известен термин в педагогике «кризис трех лет» - период становления воли, кризис «я - сам».
И одновременно на данной стадии мы проводим социологический анализ семьи, выясняя: тип семья, способ общения присущий данной семье, тактика поведения взрослых, так называемый лозунг семьи («Делай, как я!», «Я что тебе сказала!»). Может быть проблемы ребенка - это проблема всей семьи, или корень проблемы в поведении родителей. В любом случае, важно подвести родителей к пониманию проблемы.
Ребенок познает мир чувствами и еще не всегда умеет справляться с ними. В работе с детьми по преодолению негативного поведения мы используем различные игровые упражнения по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств.
Т. е. тут мы переходим ко второй стадии взаимодействия воспитателя с родителями, в ходе которой обсуждаем, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркнуть неповторимость его индивидуальность, с которыми надо считаться.
На этом этапе работы уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведение малыша, если сам родитель их не замечает. Здесь нам на помощь снова приходит педагог-психолог, который подбирает нам игры и упражнения.
Брыкание.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке, снятию мышечного напряжения.
Поза покоя.
Ребенок садится ближе к краю стула, опираясь на его спинку, руки свободно лежат на коленях. Взрослый медлен но, тихим голосом, с длительными паузами читает (ЭТО ВАЖНО) :
Упражнение направлено на умение расслабляться, успокаиваться.
«Возьми себя в руки»
Упражнение рассчитано на развитие саморегуляции.
И затем этим же игровым упражнениям мы обучаем родителей
Время идет и вот мы уже в средней группе и в этот период нашего с родителями взаимодействия
наступает 3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.
На этот период от педагога требуется побудить родителей высказать свои взгляды на воспитание сына, дочери, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать мнение родителей, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия выработки единых требований.
Разнообразия форм работы с родителями на этом этапе дошкольного образования будет оправдано тем, что у родителей в этот возрастной период детства их детей, наблюдается как бы спад интереса к деятельности детского сада (по сравнению со временем поступления в д/с и периодом подготовки к поступлению в школу, поэтому здесь переборщить нельзя.
Мы используем такие формы и методы работы с родителями :
- плановые беседы по обсуждению индивидуального развития ребенка;
- консультации по интересующим родителей их темам;
- дни открытых дверей, просмотр родителями разных видов детской деятельности, видео занятий, с детьми, прогулок, игр;
- вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей (совместное рисование, лепка, конструирование, участие в игре-драматизации, спортивных играх);
- привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
- проведение опросов, анкетирования родителей с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Я перечислила достаточно большое количество форм и методов взаимодействия с родителями. Но, как показывает практика, все - таки важно не количество проведенных мероприятий, а их значимость для родителей, детей, педагогов. И вы, коллеги, сами знаете, что иногда подготовка и проведение небольшого чаепития будет иметь больший положительный резонанс в ваших взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями, чем скажем проведение какого-либо грандиозного КВН, требующего огромных затрат душевных и физических как со стороны детей, так и со стороны взрослых.
Несмотря на различие этих форм и методов работы объединяет их одна и та же задача:
- дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Повторное анкетирование родителей по «пройденным», так сказать, темам, дает нам стимул для планирования дальнейшего взаимодействия с ними.
Таким образом, мы подошли к 4-ой стадии взаимоотношений между педагогами и родителями : упрочнение сотрудничества в достижении общей цели.
Оценку нашей работе родители дают после каждого проведенного мероприятия (удовлетворенность их ожиданий, полученные после мероприятия знания, изменения своей позиции по тому или иному вопросу и т. д., так же в конце каждого учебного года мы предоставляем родителям возможность оценить нашу с ними совместную работу с помощью опросников, анкет, интервью.
Приведу пример одной из таких анкет для родителей : «Оценка профессиональной деятельности воспитателя группы» Результаты такой анкеты, проведенной в мае 2012 года дали нам следующие результаты (2 младшая «Б» проанкетировано 21 родитель) :
85% родителей по всем вопросам анкеты ответили «удовлетворены полностью».
12% родителей по ряду вопросов «удовлетворены частично». 3% - это один родитель «затрудняются с ответом».
Когда наши воспитанники переходят в старшую группу к нашим коллегам, мы передаем им все наши наработанные контакты, чтобы они при построении своих взаимоотношений с родителями воспитанников уже не имели проблем.
Успехов вам в организации общения с родителями!