Ольга Дымиха Завадская
Консультация для родителей «Особенности работы по постановке отсутствующих звуков у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Работаем над звукопроизношением
Нарушение звукопроизношения – самое распространенное из речевых нарушений. Причём, неправильное произношение у детей может являться как самостоятельным дефектом речи, так и составной частью более сложных проблем.
Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… Как ни бьется мама над проблемой, не идёт дело дальше «во-о-ны» или «сапки»… В подобных случаях надо обращаться к специалисту, самостоятельные попытки исправить произношение в ряде случаев могут даже навредить. Поскольку родители, как правило, не владеют техникой постановки звуков, они могут предложить подражание: «Послушай и повтори за мной…». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, малыш может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое произношение [Р] и другие дефекты, исправлять которые значительно сложнее, чем ставить звук «с нуля».
Публикация «Консультация для родителей „Особенности работы по постановке отсутствующих звуков у ребенка“» размещена в разделах
Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более. Работа над звукопроизношением нелегка и требует определенной последовательности:
I этап. Подготовительный.
На данном этапе работы логопед вызывает у ребенка мотивацию, интерес к данному виду деятельности, формирует способность воспринимать инструкции, определенный уровень слухового внимания и слуховой памяти, в том числе способность отличать вызываемый звук (тот звук, над постановкой которого работаем) от всех несмешиваемых на слух и в произношении, от близких по звучанию и артикуляции, от искаженных вариантов данного звука.
На подготовительном этапе ведется работа по созданию артикуляторной готовности к вызыванию звука (способность воспроизводить и удерживать в течение 5-7 секунд необходимую для вызываемого звука позицию органов артикуляции).
Задача, возлагаемая на родителей на данном этапе – ежедневное качественное выполнение артикуляционной гимнастики с ребенком, с учетом всех рекомендаций специалиста по специфике выполнения того или иного упражнения.
II этап. Вызывание звука.
На данном этапе у ребенка впервые получается произнести сложный звук, например, [Ш], самостоятельно или с небольшой помощью логопеда. Возможно, малыш похвастается дома этим достижением, но не обязательно сможет повторить вызываемый звук.
Данный этап считается законченным при получении продолжительного (либо многократно повторяемого) чистого, устойчивого звука.
Дома по-прежнему добросовестно выполняем артикуляционную гимнастику, а также закрепляем произношение изолированного звука (по заданию логопеда).
III этап. Автоматизация вызванного звука в различных формах отраженной речи:
• слогах;
• словах;
• сочетаниях слов;
• предложениях.
На данном этапе ребенок повторяет речевой материал за взрослым. Тут очень важно утрированное произношение поставленного звука и взрослым, и ребенком. Мама говорит не «шапка», а «ш-ш-ш-ш-шапка» и малыш повторяет также (речь идёт о закреплении звука [Ш], разуется). Утрированное, выделенное произношение необходимо для того, чтобы звук «встал на место», закрепился в речи и вытеснил искаженное произношение.
Родителям важно помнить, что речевые навыки произношения нового звука еще очень непрочные, и могут быть быстро утрачены. Поэтому необходимо закреплять произношение каждый день, проговаривая речевой материал вместе с ребенком.
IV этап.
Автоматизация вызванного звука в различных формах заученной речи:
• чистоговорках;
• рифмовках;
• стихах;
• рассказах.
При заучивании и воспроизведении речевого материала утрированное произношение сохраняется.
Дома важно вовремя заучивать рекомендованные логопедом стихотворения, рифмовки, рассказы, так они, скорее всего, используются во время индивидуальных и подгрупповых занятий. Ну и не забывать об утрированном произношении, конечно.
На следующий этапах введения в речь правильного звука используются такие приемы, как исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым, при употреблении вызванного звука в словах, словосочетаниях, предложениях, различные формы ускоренной речи (скороговорки, стихотворения, рифмовки и т. д.). Ускорение темпа произношения служит важным средством скорейшей автоматизации правильного произношения вызванного звука. Кроме того, при ускоренном произнесении текста, вновь вызванный звук «обминается», то есть становится не утрированным, а привычным для слуха окружающих. В то же время его артикуляция делается наиболее естественной и удобной для ребенка.
Утрированное произношение больше не требуется ни от взрослых, ни от ребенка. Но ежедневное закрепление речевого материала в домашних условиях актуально не меньше, чем на начальных этапах работы.
V этап.
Автоматизация вызванного звука в различных формах самостоятельной речи:
• называние предметов, объектов, действий;
• составление предложений;
• описание ситуаций;
• пересказ текстов;
• составление рассказов;
• диалог на заданную тему и пр.
Срок окончания данного этапа зависит от семьи ребенка в гораздо большей мере, чем от логопеда. Это как раз тот период, когда родители, бабушки и дедушки должны помочь малышу окончательно закрепить правильное произношение в самостоятельной речи. Необходимо следить за произношением постоянно, напоминать при необходимости, о «трудном» звуке, и обязательно хвалить за успехи.
Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может считаться законченной.