Галина Новикова
Консультация для родителей «Организация пространства для аутичного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная организация пространства, создание «порядка» в окружающей среде аутичного ребенка дает ему возможность лучше ориентироваться в обстановке, а следовательно почувствовать себя более спокойно и уверенно. Это, в свою очередь, значительно улучшает его поведение. Для преодоления трудностей пространственной ориентации и формирования повседневных социально-бытовых навыков необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью, относительным постоянством и умеренностью по отношению к предметам быта и домашнего обихода.
Публикация «Консультация для родителей „Организация пространства для аутичного ребенка“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Темочки
Для того чтобы создать упорядоченное пространство, необходимо определить функциональное назначение каждого помещения в квартире/доме. Например, кухня – для приема пищи; ванна – для мытья, умывания; туалет – для «туалетных» процедур; прихожая – для одевания, раздевания, переобувания. Каждая комната также должна иметь свое назначение. Например, в большой комнате живут родители, в маленькой – ребенок.
Каждая комната должна быть условно разделена на «зоны» для различных видов деятельности. Например, в комнате ребенка должна быть «зона отдыха», «игровая зона», «учебная зона». В «зоне отдыха» может стоять диван, кресло, телевизор, магнитофон. В «игровой зоне» - шкаф с игрушками, играми. В учебной зоне – стол, компьютер, шкаф/полки с учебными материалами.
Определенный вид деятельности следует всегда выполнять только в соответствующем помещении. Недопустимо: прием пищи и обувание ботинок в комнате, мытье посуды в ванной, занятия «в зоне отдыха», сон в кровати родителей. У каждого ребенка должны быть сформированы четкие упорядоченные представления о том, что и где он должен делать. Создание порядка и предсказуемость действий позволяют аутичному ребенку наилучшим образом адаптироваться к окружающей его обстановке, что существенно влияет на его поведение, которое становится значительно более адекватным.
Предметы быта, домашнего обихода, учебные и игровые материалы должны находиться только в соответствующем помещении или «зоне». Это помогает ребенку в полной мере осознать функции различных предметов, лучше ориентироваться в окружающей обстановке.
В игровой зоне должен быть мягкий однотонный ковер, на котором ребенок сможет играть, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол. В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы. Причем игрушки должны вызывать интерес ребенка. Для каждого вида игрушек должна быть выделена отдельная полка. Например, на одной полке будут располагаться мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т. д. Наличие отдельного именно «игрового» стола обязательно. Недопустимо, чтобы игра ребенка проходила за учебным/рабочим столом.
Более того, месторасположение игрового и учебного стола должны сильно отличаться. Расположение игрового стола, в отличие от учебного, должно способствовать установлению социального контакта с партнером по игре. Стол должен быть повернут таким образом, чтобы ребенок и взрослый могли сидеть напротив друг друга. Желательно, чтобы игровой стол был небольшим по размеру и имел наиболее удобную для игры квадратную форму. На начальных этапах работы с ребенком стоит разделить игровой стол на две равные части с помощью цветной клейкой ленты. Это предоставит каждому «игроку» собственное игровое пространство. При этом важно в процессе игры не вторгаться в зону ребенка, чтобы не вызвать реакций протеста.
Постоянство среды, в которой живет аутичный ребенок, внушает ему ощущение безопасности. Чем более постоянно окружающее ребенка пространство, тем более комфортно он себя ощущает.
Безусловно, возможны изменения – покупка новой мебели, пере-становка в комнатах, ремонт в квартире и т. д. Важно, чтобы эти пере-мены осуществлялись постепенно, так, чтобы ребенок успевал к ним привыкать. Например, не стоит покупать новую мебель и делать ремонт сразу во всех комнатах, это может спровоцировать вспышки негативизма у ребенка.
В игровом пространстве ребенка, как и в любом другом, заранее необходимо побеспокоиться о его безопасности (все предметы, представляющие опасность, должны быть надежно спрятаны).
При работе с детьми с тяжелыми формами аутизма учебную зону необходимо организовать так, чтобы ребенок не отвлекался от процесса выполнения задания. В связи с этим нужно учитывать основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства. Именно ограниченность учебного пространства позволяет ребенку наилучшим образом сосредотачиваться на выполнении различных видов деятельности, не отвлекаясь на всевозможные «побочные раздражители». Учитывая данный принцип, лучше всего организовать рабочее пространство следующим образом :
- поставить рабочий стол к стене;
- с каждой стороны от стола ограничить пространство с помощью ширмы или предметов мебели;
- в процессе выполнения задания взрослый, организующий занятие, должен находиться позади ребенка, оказывая ему помощь по мере необходимости.
Нежелательно ставить рабочий стол к окну. В этом случае ребенок бу-дет постоянно отвлекаться на события, происходящие на улице: на проезжающие машины, качающиеся деревья, падающий снег, пешеходов, пролетающих мимо окна птиц и т. д.
При организации занятия важно, чтобы в комнате не было других людей, домашних животных. Недопустимо наличие посторонних шумов: звуков музыки, включенного телевизора и других отвлекающих факторов. Желательно, чтобы при проведении занятия дверь в комнату, где занимается ребенок, была закрыта. В комнате обязательно должна быть парта или стол со стулом, подходящие по размеру к росту и комплекции ребенка. Все предметы, необходимые для занятий с ребенком, должны иметь свое место и по окончании занятий быть убранными совместно с ребенком.