МААМ-картинки

Консультация для родителей «Обогащаем словарь ребёнка»

Починская Евгения
Консультация для родителей «Обогащаем словарь ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый смысл.

Активный словарь – это термины, которые ребёнок не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Публикация «Консультация для родителей „Обогащаем словарь ребёнка“» размещена в разделах

Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. У детей, как и у взрослых, пассивный словарь больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную педагогическую задачу, которую мы решаем в детском саду каждый день, используя лексические темы недели. Ознакомление детей с окружающим миром, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного, происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а также в повседневной жизни детского сада.

Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, и в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятным новые для них слова, благодаря сочетанию слуховых и зрительных восприятий. Активизации словаря, особенно образного, содействуют показы кукольного и настольного театра, участие в праздничных утренниках, детских концертах, номерах художественной самодеятельности. И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи и пр.

Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи, так как не только активизируют их умственную и речевую деятельность, но и помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук».

Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

Упражнения с существительными

Родитель (показывает картинки: помидор, огурец, морковь): «Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова» («Овощи», «Улица», «Зима», «Вечер») или «Назови все эти картинки одним словом».

Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.)

«Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [Ш]» (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнения с глаголами

Родитель: «Что умеет делать кошка?» (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

«Что делает ветер?» (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

«А что умеет делать ветерок?» (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует,

«Что делает щенок?» (Спит, играет, ест, лает, ласкается). «Что умеет делать щенок?» (Спать, играть, есть, ласкаться, «Что любит делать щенок?» (Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться). «Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость?» (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться, «Что делает щенок, когда его берут на руки?» (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т. п. Каждый ребёнок осознаёт их по своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно найденного слова.

Поиграть в игру "Кто как ест?" (корова жуёт, мышка грызёт, кошка лакает, курица клюёт).

Упражнения с прилагательными

Родитель: «О чём можно сказать, используя слова: круглая? (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо); красная (косынка, красное (знамя, красный (флаг); узкое (место, узкая (лента?

Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).

Какие слова можно сказать о щенке, грызущем кость? (Радостный, довольный, рычащий, сердящийся, взлохмаченный, счастливый).

Упражнения с наречиями

Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно,

Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор родственных слов

Родитель: «Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная?».

«Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что он пушистый?» (Пушистик, Пушонок, Пушок).

Упражнение на подбор сравнений

Родитель: «На что похоже солнышко?» (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).

«На что похож ёжик?» (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).

«На что похож ручеёк?» (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на «зарисовку» слов

Во время вечерних игр можно предложить ребёнку зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определёнными словами.

Например:

Родитель: «Какими словами можно описать погоду, которая стоит сейчас?»

- Сырая, дождливая, пасмурная, серая, туманная…

- Попробуй нарисовать это состояние погоды.

- Можно предложить «зарисовать» слова, противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;

- «зарисовать» то, что связано со словами едет и мчится;

- нарисовать любой предмет, который назван коротким (или длинным) словом; словом, состоящим из двух (трёх) слогов; зарисовать предметы, в названии которых слышатся звуки [У], [С], [Р].

- отразить в своём рисунке различные состояния моря и назвать их определённым словом (море – бурное, спокойное, синее, весёлое и т. п.)

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать с малышом, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком и обсуждать прочитанное, побуждать его высказывать своё мнение и переживания.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игрушка для ребёнка» Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой.

Консультация «Как обогатить словарь ребенка при помощи словесных игр» Как расширить и обогатить словарь детей при помощи словесных игр. В современном мире, когда у родителей так мало времени для общения с ребёнком,.

Консультация для родителей «Безопасность ребёнка» Сложившаяся на сегодняшний день социальная обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за наших детей.

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка на кухне» Консультация для родителей: «Чем занять ребенка дома на кухне». Цель: Как правильно организовать игровую деятельность ребенка на кухне.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой» Консультация для родителей «Одежда ребенка зимой» Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке.

Консультация для родителей «Сказка для ребёнка» Консультация для родителей Сказка для ребенка Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно через сказку дети получают уроки.

Консультация для родителей Воспитание ребёнка любовью Любовь, внимание и забота со стороны родителей, несомненно, три важных составляющих, которыми должен быть обеспечен абсолютно каждый ребенок.

Консультация для родителей «Как занять ребёнка» Чем занять ребенка в выходные? Вечный вопрос работающего родителя — чем занять ребёнка в выходные. Да ещё так, чтобы дитя провело время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обогащаем словарь ребёнка»
Опубликовано: 7 мая 2019 в 09:47
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Обогащаем словарь ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД