Еловенко Олеся Александровна
Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обогащаем словарь детей»
Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Публикация «Консультация для родителей „Обогащаем словарь детей“» размещена в разделах
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка, но и развивает:
• словарный запас;
• фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
• грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т. д.);
• связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Возможно, вы спросите: а зачем нам это? Но ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И, если не преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, они будут преследовать ребё нка и в школе:
• не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа;
• не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать;
• не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать;
• не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой;
• и, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
.
1. Обогащение словарного запаса.
Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.
Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:
• развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т. д. ;
• разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;
• каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;
• чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;
• говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;
• не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;
• используйте упражнения для развития мелкой моторики.
2. Игры по обогащению словарного запаса.
Предлагаю вашему вниманию ряд игр, в которые возможно играть не только дома, но и по пути в детский сад, магазин, к бабушке.
Логопед предлагает раздаточный материал.
Имена существительные
• Игра «Кто у кого?»
Назови детенышей животных : у тигра - тигренок; у лисы - лисенок…
• Игра «Большой - маленький»
Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок
• Игра «Мой, моя, моё, мои».
Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф»; «Это мои ботинки»…
Обобщающие слова
• Игра «Назови одним словом»
Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т. д. (желательно использовать картинки).
Обогащение словарного запаса за счет глаголов
• Игра «Что летает?». Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.
• Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…
• Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…
• Игра «Кто что делает?»
• Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).
• Игра «Кто больше назовет слов»
Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться, ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.
• Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает».
Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.
Обогащение словаря именами прилагательными
(которые обозначают признаки предметов)
• Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»
• Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)
Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…
• Горячий - холодный, светлый - темный, добрый - злой, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый…
• Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»
Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…
• Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»
Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…
Игры на образование притяжательных прилагательных
• Игра «У кого какая голова»
У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….
Для обогащения речи ребенка наречиями
• Игра «Наоборот»
Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо, холодно-жарко…
Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка и положат начало развитию наблюдательности, пробудят интерес к языку.
Консультацию подготовила учитель-логопед:
Еловенко Олеся Александровна