Наталья Ефремова
Консультация для родителей «О чем расскажут игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги и психологи утверждают, что «сложные» игрушки (а куклы и машинки и есть «сложные») нужны ребенку лет с пяти. Вот тогда он полюбит «маленькие копии» взрослых вещей и будет использовать их по назначению. А до пяти лет малыш предпочитает так называемые «многофункциональные» игрушки или «игрушки-образы», которые можно наполнять любым содержанием: кубики, пирамидки, колечки. Приспосабливая эти предметы для игры, ребенок развивает свои творческие способности, воображение, фантазию. А ведь взросление в том и состоит, чтобы уметь творчески приспосабливать окружающий мир к своим потребностям и интересам.
Публикация «Консультация для родителей „О чем расскажут игрушки“» размещена в разделах
Если вспомнить биографии великих людей, нередко оказывается, что детские игрушки определяли выбор профессии. Будущий модельер шил платья для кукол. Будущий изобретатель с малых лет что-то мастерил из подручного материала. Будущий полководец водил в атаку войско оловянных солдатиков.
Вашему ребенку уже исполнилось пять? Присмотритесь к игрушкам, которые он предпочитает. Дети с развитым творческим мышлением охотно используют в игре бытовые предметы и вообще все, что попадается под руку, любят мастерить игрушки собственными руками. Подобранная на улице палка превращается в рыцарский меч или охотничье ружье. Из картонных коробок строится дом. Спичечные коробки, поставленные один на другой, отлично заменяют кукольную мебель. А если к тому же спичечному коробку привязать веревочку – получится автомобиль.
Другие ребятишки предпочитают, чтобы все было как «настоящее». Машинка – не просто машинка, а, скажем джип или «КАМАЗ». Кукла – не просто кукла, а пупс, похожий на младенца. Пистолет со всеми деталями. У таких детей мышление более конкретное, приземленное, привязанное к данным условиям. Скорее всего, они станут в будущем добросовестными исполнителями. Для них очень важны стабильность окружающей обстановки и четкость поставленных задач.
Как ребенок играет в конструктор : сооружает постройки по приложенной схеме или экспериментирует? Если он предпочитает следовать инструкции, то скорее он вырастет человеком упорным и основательным, не любящим неожиданностей. Если же действует на «свой страх и риск», не опираясь на инструкции – это залог будущей предприимчивости.
Любит ли ребенок лепить из пластилина? Если да – он, скорее всего, стремится все передать по-своему, создать что-то новое, свое.
Мяч и другие спортивные игрушки предпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано – сделано. Такие дети любят соревноваться. Они всегда участники событий, а не пассивные наблюдатели. Им в жизни особенно необходимы друзья-единомышленники, которые разделят их увлеченность.
Куклы, солдатики, зверюшки и прочие копии живых существ и сказочных героев – это любимые игрушки тех ребятишек, которые настроены на активное эмоциональное общение с окружающим миром. Кукла может быть для девочки дочкой или подругой, с которой можно посекретничать. Мишка становится идеальным другом, который всегда все понимает. Плохо только, если при этом нет реальных друзей. Впрочем, если для ребенка важна эмоциональная сторона отношений, вряд ли он останется одиноким.
Мягкие игрушки – особая статья. Еще задолго до того, как на Земле появился Человек Разумный, детеныш обезьяны искал защиты у своей матери, цепляясь за ее густую шерсть. Человеческие дети унаследовали этот инстинкт от живых предков. Что-то мягкое и пушистое рядом означает тепло, безопасность, защиту. Недаром многие детишки так любят брать с собой в постель любимых мишек, собачек и зайчиков. И даже подростки, утверждая свою взрослость и самостоятельность, нередко продолжают беречь любимые игрушки своего детства.
А вот если ребенок мягкую игрушку буквально из рук не выпускает – это тревожный сигнал. Такому малышу не хватает ласки, он испытывает так называемый тактильный голод от недостатка прикосновений. Так ведут себя дети, которых взрослые не берут на руки, не обнимают, не сажают на колени. Вот и приходится ребенку искать тепла и защиты у … игрушки.
Увлечение игрушечным оружием и военными играми, вопреки мнению многих, вовсе не свидетельствуют о формирующейся агрессивности и тем более жесткости. Но, конечно, во всем нужна мера. Плохо, если ребенок только и делает, что щелкает затвором игрушечного автомата, крича: «Пиф-паф, ты убит!» В таких случаях психологи говорят о внутреннем конфликте. Ребенок неосознанно воспринимает мир как враждебный и стремится ответить встречной «упреждающей» агрессией. Если маленький стрелок целится в сверстников, значит, у него не складываются отношения с ними. Если в родителей – недоволен мамой и папой. И уж совсем печально, если ствол игрушечного пистолета направлен на все подряд.
Так что не стоит «отваживать» ребенка от одних игрушек и навязывать ему другие. Лучше внимательно присмотреться к его склонностям и интересам: они отражают его подлинную природу.