Ольга Войтенко
Консультация для родителей «Нет насилию в семье!»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
«Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний
ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя
оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу,
унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с
детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг, предназначенный богом». Эти слова из книги Али Акбара Фурутана «Отцы, матери, дети».
Публикация «Консультация для родителей „Нет насилию в семье!“» размещена в разделах
Эти слова как приглашение к разговору. Каждый должен подумать: комфортно ли в вашем доме ребёнку? Имеется в виду не только материнская сторона (здесь нет границ, но и морально, душевно.
В начале нашей беседы хочется напомнить, что все семьи подразделяются на 5 типов:
1. В семьях первой группы царит взаимопонимание между детьми и родителями, отношения строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге. Ребёнку в доме хорошо. Родители вникают в проблемы детей, проводят вместе свободное время, но не отнимают у него и самостоятельность, как правило, дети в таких семьях доброжелательны, общительны, имеют уверенность в себе.
2. Вторая группа семей похожа на первую, но здесь наблюдается пассивное
отношение родителей к воспитанию детей. Можно взаимоотношения назвать
сосуществование. Авторитет родителей в таких семьях не высок. Дети не
делятся своими проблемами и переживаниями,т. к не надеяться на поддержку,
взаимопонимание, таким образом, от родителей.
3. В третьей группе постоянно происходят конфликты. Отсутствует всякое
взаимопонимание между родителями и детьми. Родители часто унижают детей, не считаясь с ними, навязывают своё мнение ребёнку. В таких семьях дети бывают «трудными». Часто им плохо дома, и они бегут на улицу, где иногда совершают правонарушения.
4. Четвёртая группа семей – это семьи, в которых никого не интересует
внутренний мир ребёнка. Главное правило родителей «чтоб учился отлично и
вёл себя хорошо». Отношение между детьми и родителями лишены близости и
взаимопонимания. И результат такого воспитания - полное неприятие
ребёнком нормальных норм своей семьи.
5. Пятая группа семей - это семьи, в которых дети предоставлены сами себе.
Родители не принимают никакого участия в воспитании в своих детей. Хорошо
ли ребенку в такой семье? Конечно же, нет. Ребенок чувствует одиночество в
такой семье.
Все мы понимаем, что ВЫ в ответе за своих детей. И сегодня хочется остановиться на обсуждении вопроса: «Каковы типичные ошибки в воспитании детей?»
Одной из проблем в семье - конфликт родителей и детей. Бесконфликтных семей не бывает, но в одних семьях конфликты разрешаются благополучно, не приносят вреда, а наоборот, укрепляют семейные отношения. Это происходит в семьях, где существует взаимоуважение, где есть авторитет родителей, где родители умеют слушать своего ребенка. В других семьях конфликт может превратиться в «затяжную войну», которая разрушает отношения детей и родителей. В таких семьях ребенок растет озлобленным, не веря никому из близких.
Каковы же причины конфликтов?
непонимание друг друга и нежелание идти на компромисс;
чрезмерная забота о ребенке, в нем родители подавляют самостоятельность;
сами же родители унижают ребенка, а отсюда агрессия в поведении;
чрезмерная строгость к ребенку и злопамятность;
разногласия самих родителей по вопросам воспитания - ребенку приходится
лавировать между требованиями отца и матери;
родителям не нравятся друзья сына или дочери.
Каковы же пути выхода из конфликта?
У каждого конфликта свои пути выхода, но я назову лишь основные:
уважение родителей к ребенку, как к личности;
взаимопонимание;
родители должны принимать ребенка таким, каков он есть, не преувеличивая
значения его неудач;
создать комфортную обстановку в семье, чтобы было дома хорошо и спокойно.
Ребенку хорошо в семье, если соблюдены условия:
Единство требований отца и матери
Уважение и понимание родителей по отношению к детям
Поддержка и одобрение ребенка
Разделение в равной мере материальных и моральных благ между
взрослыми и детьми.
Комфорт - это не только материальные блага, но также и душевное равновесие и взаимопонимание. Как бы мы ни говорили о воспитании, однако всегда касаемся наказания и поощрения, т. е прибегаем к методу кнута и пряника, возникшему еще в глубокой древности.
Наиболее используемые поощрения:
Похвала
Обнять, приласкать, улыбнуться
Подарок, награда
Пойти куда-то вместе
Поиграть в любимую игру
Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом
Исполнение желаний, дать сладкое
Одобрение поступка
Предоставление информации далее семьи
Используемые наказания:
Лишение чего-либо (морального или материального)
Поставить в угол, домашний арест
Обругать, пристыдить
Молчание, т. е бойкот
Заставить что-либо сделать
Физическое наказание (шлепок, намеренная боль)
Порицание
Сравнение с другими детьми
Жалоба папе
Особое значение имеют телесные наказания, от которых страдают многие
современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI века о физических
наказаниях, в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка»(1989г. ?
Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития детей, выдержки и терпения в процессе воспитания. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто деградировали, отсюда жестокие побои и истязания детей. Следует помнить, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым».
После ремня и розг дети не чувствительны к другим мерам воздействия.
Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, злость против того, кто это совершает.
Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогически смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности детей, которые могут быть причиной проступка.
В практике семейного воспитания неправильное использование наказания
проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не всегда понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом,
наказания, вызывающие страх. Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища
травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
В наказаниях должны учитываться следующие факторы:
Уважение к детям
Последовательность
Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности
Справедливость: нельзя наказывать сгоряча
Соответствие между отрицательным поступком и наказанием
Твердость, если наказание объявлено, то его не следует отменять
Коллективный характер наказания - участвует вся семья
В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:
Административная ответственность.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не
исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав.
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:
лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);
ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);
отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).
Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи
обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Уважаемые родители! Разумно любите своих детей,
создавайте комфортные условия для них!