Татьяна Батищева
Консультация для родителей «Немного о культуре речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Немного о культуре речи»
К сожалению, в современное время все больше семей озабочены решением проблем экономического выживания, и самоустранились от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не владея знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, родители осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, и это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Темочки:
Потребность в речевом взаимодействии удовлетворяется недостаточно. Компьютеры, телевидение не заменяют живое общение с родителями. А ведь речь взрослого – основное орудие воспитательного воздействия и одновременно образец для ребенка. Так как дети меньше общаются, их речь бедна, малословна, языковые средства несовершенны. Часто представленные сами себе дети включают в свой словарный запас слава - паразиты, словесный хлам, мусор. В высказываниях встречаются грамматические ошибки, затрудняющие изложение, не всегда соблюдается необходимая временная последовательность. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. При стихийном развитии речи лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Современным детям не хватает обычного человеческого общения. Общения физического, а не только обмена информацией. Дети, которые больше общаются с родителями, бабушками, друзьями, развиваются гораздо более гармонично.
Роль родителей в речевом развитии
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:
1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.
3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.
4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, т. к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.
5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.
6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на вопросы родителей полными предложениями, а не однословно "да", "нет".
7. Гуляя с детьми, родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например, после дождя увидели лужу. Посмотрите, как в ней отразилось солнце, небо, дома, деревья. Подберите слова-прилагательные к луже, дождю, солнцу.
Речь – это то, почему судят о развитии человека.
Общайтесь с ребенком – с удовольствием!