Анна Скирда
Консультация для родителей «Неговорящие» дети — кто они?»
▼ Скачать + Заказать документы
консультативный для родителей : «неговорящие» дети – кто они?
Вашему ребенку скоро 3 года, а он молчит, отворачивается, когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би», да еще несколько слов. Речь носит лепетный характер, а должна быть уже фраза и словарный запас 1,5 тысячи слов. Не следует думать, что ребенок ленится или «не хочет» говорить. Дети в этом возрасте не знают усталости. Необходимо вовремя выявить проблему, найти и устранить причину.
Публикация «Консультация для родителей „Неговорящие“ дети — кто они?“» размещена в разделах
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, и действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.
Причинами задержки речевого развития (ЗРР) может быть:
• Неврологические и сенсо-моторные проблемы.
• Патология беременности, родов, другие нарушения.
• Социальные проблемы.
• Педагогическая запущенность.
• Гиперопека.
• Недостаточность общения с ребенком: У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.
Начиная с года, родители должны уметь в игровой форме направлять развитие речи по правильному пути. Повседневное общение даёт возможность обогащать словарь детей.
С самого раннего возраста приучайте сына или дочь к правильному произношению звуков и слов. Не поощряйте сюсюканье, слова-паразиты и речевые ошибки, какими бы забавными они вам не казались. Также необходимо и самим следить за чистотой речи, стараться не использовать без нужды уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Как стимулировать развитие речи ребенка?
1. Читайте малышу сказки и обсуждайте их.
2. Постоянно общайтесь с крохой, отвечайте на его вопросы, задавайте вопросы ему.
3. Рассказывайте карапузу об окружающем мире. Развивайте и поощряйте его любознательность.
4. Занимайтесь развитием мелкой моторики: рисуйте, лепите, играйте с крупой, работайте с ножницами.
5. Учите различные пальчиковые потешки, типа «Сороки-вороны».
6. Используйте в играх элементы пальчикового театра.
7. Регулярно используйте простую артикуляционную гимнастику. Найти ее можно в Интернете.
8. Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.
Если же Ваши занятия не дают положительного результата», ребенок продолжает выражать свои мысли с помощью жестов, не может сформулировать простые фразы, типа «хочу пить», обязательно надо обратиться за помощью к специалисту (логопеду).
С логопедом начинать стимульные занятия по формированию речи эффективно с 2,5 лет. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка в соответствии с закономерностями развития ребенка. Но Вам всегда надо помнить о том, как бы усиленно не работали с малышом специалист, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалиста не стоит, и большая доля работы ляжет на ваши родительские плечи. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.
Давайте подведем небольшой итог и еще раз выделим моменты, на которые родители должны обратить внимание, а также более четко обозначим, когда нужно обращаться к логопеду:
• Если кроха в младенчестве молчит и не «гулит».
• В 1, 5-2 года не выговаривает простые слова: «мама», «папа», «топ-топ», «ку-ку» и т. д.
• Ребенок до трех лет молчит, хотя понимает, что ему говорят, когда к нему обращаются. Или, не понимает.
• Если в четыре года ребенок не использует свой активный словарный запас (все, что накопил).
• Речь крохи не развивается. В четыре года он говорит так же, как и в три.
• В четыре года малыш не умеет строить предложений.
• К пяти годам он шепелявит, картавит, гнусавит, произносит неправильно звуки, смягчает их.
• В старшем дошкольном возрасте ребенок плохо запоминает слова, не умеет говорить развернутыми предложениями.
• В пять лет малыш пропускает слоги, неправильно произносит более трех звуков, искажает слова, переворачивая слоги.
• Также в пять лет имеет трудности с графическим запоминанием.
А вообще уже с трех лет рекомендуется ежегодно бывать на консультации у логопеда. Даже, если на первый взгляд кажется, что у Вас все нормально.
И помните, что ребенок учится, играя, поэтому он не должен переутомляться, чтобы не потерять интерес к занятиям.