Гришаева Нина Ивановна
Консультация для родителей «Не упустите время»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Гришаева Нина Ивановна, учитель-логопед детского сада.
В норме к 4,5-5 годам ребёнок овладевает всей системой родной речи. К сожалению, в настоящее время всё меньше и меньше детей могут обойтись без квалифицированной логопедической помощи.
Нарушения речи сводятся не только к нарушениям звукопроизношения, когда ребёнок не произносит один или несколько звуков, но также к наруше-нию лексики (недостаточный словарный запас, употребление слов неподходящих по смыслу, и нарушению грамматического строя речи (не-правильное употребление предлогов, ошибки в согласовании различных частей речи, словообразовании и словоизменении). Многие родители не могут определить эти недостатки самостоятельно, а уж тем более не знают, что для их исправления нужна работа специалиста. Самый простой пример: ребенок не произносит звук, родители не обращаются к логопеду, мотивируя это так: «Само пройдёт, у нас папа до 7 лет тоже не выговаривал, а потом как заговорил …». В лучшем случае ребенок заговорит, но чаще ребенку нужно помочь в освоении звука, развить органы речи специальными дыхательными и артикуляционными упражнениями, также может потребоваться медицинская помощь, если у ребёнка аденоиды или укороченная подъязычная связка. Самое интересное, что в 50% случаев оказывается, что ребёнок просто не слышит разницы между звуками (р и л, л и й, с и ш и т. д.) Это не связано с недостатками биологического слуха, в этом случае нарушено фонематическое восприятие, которое тоже исправляется упражнениями под руководством логопеда. Если помощи не будет, то звук может сформироваться искаженным (всем известно искаженное произнесение звука Р, в быту – картавость).
Публикация «Консультация для родителей „Не упустите время“» размещена в разделах
Родители, конечно, могут закрыть на это глаза, но они должны быть проинформированы, что нарушения звукопроизношения, лексики и грамма-тики, неисправленные в дошкольном возрасте отзовутся, когда ребенок пойдёт в школу, при овладении им письмом и чтением. У ребёнка может возникнуть дисграфия. При дисграфии у ребенка на письме встречаются специфические ошибки, которые существенно отличаются от орфографических, и не объясняются невнимательностью, небрежным отношением к работе. Дети при дисграфии не различают звуки родного языка и, соответственно, на письме обозначают их не теми буквами, заменяют звонкие глухими, твёрдые мягкими, не слышат ударных гласных.
Лексико-грамматические нарушения проявятся на письме неумением правильно составить предложение, недописыванием и перестановкой букв, слогов слов, неверным согласованием слов в предложении. Таким детям с трудом даётся и чтение.
Нарушения речи занижают самооценку личности, часто являются предметом насмешек со стороны окружающих, могут послужить причиной, по которой ребенка не возьмут в престижную школу, а возможно, в будущем и на хорошо-оплачиваемую работу.
Параллельно с коррекцией собственно речевых нарушений в логопе-дических детских садах и речевых группах специалисты занимаются раз-витием таких психических процессов; как мышление, память, внимание, во-ображение. С детьми проводится работа по развитию мелкой моторики, детей обучают первоначальным навыкам письма и чтения.
Хочется посоветовать родителям, чтобы они внимательнее следили за речевым развитием своего ребёнка и не стеснялись обращаться за помощью при малейших сомнениях, ведь в их руках будущее детей!