София Атмаджева
Консультация для родителей «Научим детей любить живую природу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Научим детей любить живую природу!»
Уважаемые родители! Мы убеждены, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить детей любить живую природу, беречь и охранять всё живое, окружающее нас?
Публикация «Консультация для родителей „Научим детей любить живую природу!“» размещена в разделах
В воспитании у ребёнка любви и бережного отношения к природе важна каждая, кажущаяся для взрослых мелочь. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок, разрушенный муравейник — всё это, при безразличном отношении со стороны взрослых, может привести к крайне нежелательным в будущем, последствиям.
Способы заинтересовать ребёнка могут быть самыми разнообразными. Например, выращивание домашних растений, наблюдение за ними, знание названия каждого. Кроме того, ребёнок должен понимать, что растениям необходим своевременный уход, следует мотивировать его различными поощрениями, развивать интерес к росту и развитию.
В каждой семье есть возможности для того, чтобы пробудить и развить у ребёнка интерес, любовь и заботу к окружающей природе, потребность в постоянном общения с ней.
Большое воспитательное значение для детей имеют совместные семейные поездки в природные зоны. Ребёнок совместно с родителями и на примере родителей, учится воспринимать красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни окружающей его природы.
В непосредственном общении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет совместное, познавательное чтение книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные для ребёнка моменты, направляют его мысли и интерес в жизни природы.
Особенно ребёнка привлекает животный мир. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного накладывает на себя груз ответственности за жизнь живого существа.
Экологическое воспитание будет иметь наиболее глубокое воздействие именно в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Старайтесь выделять больше своего свободного времени на общение и совместные игры ребёнка с домашними животными, на эксперименты в организованном вами уголке природы, на чтение стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно, с любовью и заботой относиться к окружающему их миру.
Любить и беречь природу необходимо начинать с дошкольного возраста. Уважаемые
родители, поговорите с ребенком о том, какое время года наступило. Обратите внимание
на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе. Понаблюдайте за тем,
как меняется погода: становится теплее, ярче светит солнце, небо выше, длиннее
становится день, а ночь короче.
От тепла тает снег, появляются сосульки. Побеседуйте с ребенком о том, что снег есть
нельзя, можно простудиться, а еще потому, что он грязный. Проведите с ребенком
эксперимент: наберите в прозрачную емкость снега, принесите домой и дайте ему
растаять. Отметьте, какой грязный осадок появится на дне после того, как снег растает.
Рассмотрите березку, полюбуйтесь ее красотой: стоит красивая, стройная с набухшими
почками, скоро украсит себя сережками, а затем и первыми клейкими листочками.
Понаблюдайте за насекомыми. Отметьте, что насекомых становится больше. Когда
появятся муравьи, проследите, чем они занимаются. Заметьте, что муравьев называют
самыми трудолюбивыми насекомыми. Сравните бабочку с пчелой. Чем они похожи, что у
них разное. Обратите внимание на окраску. Какую пользу приносят. Рассмотрите божью
коровку, отметьте ее особенности.
Понаблюдайте за птицами. Все птицы весело поют, щебечут, радуются голубому небу,
солнышку, теплу. Совсем скоро у них появятся маленькие птенчики.
Очень интересно наблюдать за небом, движением облаков и представлять себе, на что они
похожи.
Прочитайте ребенку стихотворение о весне, спросите, о чем говорится в стихотворении.
Марту все на свете рады:
Елки снежные наряды
Второпях с себя снимают,
Все сугробы оседают,
Скоро зазвенит капель,
Птиц вернет домой апрель.
А в апреле дни длиннее,
Кто – то пашет, кто – то сеет,
Вдоль дорог ручьи бегут,
В них кораблики плывут,
В ясном небе птичий грай:
Скоро, скоро месяц май.
В мае все цветет и пахнет,
Кто увидит, только ахнет –
Лепестки как снег кружатся,
Прямо под ноги ложатся.
Ты на одуванчик дунь,
И наступит вдруг июнь.
Предложите ребенку вырастить дома лук или комнатное растение, чтобы ребенок сам мог
посадить, поливать и наблюдать за ростом растения. А если домашние условия не
позволяют выращивать комнатные растения, можно заняться этим возле дома или на
приусадебном участке. Самое главное – заинтересовать ребенка.
Весной, когда идет посадка деревьев, можно предложить ребенку посадить саженцы.
«Давай возле дома посадим твое собственное деревце» - говорит взрослый, показывая
молодую березку или рябинку, любое дерево или куст, которое он приготовил. «Видишь,
какое оно тоненькое и веток на нем еще мало, совсем молоденькое, как и ты. Будете расти
вместе, ты станешь постарше, а деревце выше и толще. А потом из него вырастет большое
дерево, и ты всегда будешь знать, что посадил его сам».
Ребенок поможет выкопать яму, взрослый покажет, как правильно поставить палку и
устроить возле нее деревце, расправить корни, полить, засыпать яму землей и привязать
деревце к палке. Первое время ребенок будет следить, чтобы деревце не накренилось,
самостоятельно поливать его.
Ежегодно весной ребенка можно привлекать к посадке цветов возле дома. В городе для
такого дела энтузиазма одной семьи недостаточно. Для этой работы желательно
объединить детей разных возрастов, тогда им легче будет ухаживать и следить за цветами.
Полив, прополка, наблюдения за растениями – все это вполне доступно детям 5 – 7 лет.
Они с большим интересом будут ждать результата и радоваться появлению цветов.
Если есть возможность, то можно выделить на огороде грядку, на которой дошкольник
будет выращивать разные овощи. Пусть ребенок посадит на своей маленькой грядке лук,
салат, чеснок, укроп, картошку – всего понемножку. Это поможет ему увидеть, как по –
разному растут овощи: одни быстро, другие значительно дольше; одни сажают луковицей
или клубнем, другие – семенами; у одних съедобны листья, зелень, у других – плоды;
одни растут в земле (корнеплоды, другие – над землей. Ребенок так же, как и взрослые,
должен поливать свою грядку, пропалывать и подкармливать растения. Объясните
ребенку, что всем растениям требуются специальные условия существования – ведь они
живые. За огромными растениями необходимо тщательно ухаживать, чтобы они росли
быстро и давали вкусные и сочные плоды. Поэтому, их следует поливать, когда нет дождя
и рыхлить землю на грядке, чтобы воздух и вода легко проходили в почву.
Обратите внимание детей на распустившиеся одуванчики. Рассмотрите это растение.
Стебель у него длинный и гладкий, похож на трубочку, может легко поломаться.
Листочки мягкие на ощупь, по форме напоминают елочку, краешки листочков резные.
Цветы похожи на маленькие солнышки. А есть цветы совсем не желтые. Вместо желтых
лепестков уже созревшие семена – белые пушинки. Ветерок раздувает эти пушинки, а
потом из них вырастают новые одуванчики.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для
себя все новое, интересное. И важно не дать угаснуть стремлению изучать и любить
природу. Чем полнее и разнообразнее будет организована работа по формированию
экологической культуры у детей сейчас, тем большего успеха мы добьемся в области
сохранения экологического благополучия планеты в будущем.