Биктимирова Галина
Консультация для родителей «Научи ребенка смотреть, слушать, чувствовать»
Научи ребенка смотреть, слушать, чувствовать
«Самого главного глазами не увидишь,
зорко одно лишь сердце».
Сент-Экзюпери
Личность ребенка во все времена представляет интерес. Дети растут быстро. А вместе с этим меняются: предпочтения, вкусы, взгляды на мир, мечты. Узнать, как растет и ширится внутренний мир ребенка, вам помогут «дружеские беседы», в которых на простые и конкретные вопросы дети дают искренние ответы. Например: твой любимый напиток, что ты мечтаешь получить на день рождения, самая вкусная конфета, самый страшный фильм…
Публикация «Консультация для родителей „Научи ребенка смотреть, слушать, чувствовать“» размещена в разделах
Мы часто уверены, что видим его насквозь, знаем, понимаем досконально и «по глазам» можем определить, что он думает и чего хочет.
А дети с упоением познают друг друга, сравнивают ответы, ищут единомышленников и выявляют свою собственную уникальность. Любой вопрос ребенка – это приглашение узнать друг друга лучше, признать, что собеседник тебе интересен. Все беседы способствуют развитию личности. Ребенок начинает верить в свои силы, когда почувствует, что хотя бы один человек на Земле верит в него. Людьми, которые поверят в его силы, могут стать любящие мама и папа, мудрый учитель, настоящий друг. Когда рядом есть такие люди, можно горы свернуть.
Многие утверждают, что любого ребенка реально научить всему, если: верить в него; не делать ЗА него, а делать ВМЕСТЕ с ним. Это значит, что сегодня ребенок может сделать с помощью наших рук, завтра он сможет сделать своими руками в нашем присутствии, что сегодня ребенок сумеет выразить себя, а завтра он сможет это сделать предметом осознания, что сегодня ребенок сможет сделать предметом осознания, завтра он сможет сделать предметом самообучения.
Ребенок, которого часто ободряют словами вроде «смелее, у тебя все получится», в сложной ситуации сам будет поддерживать себя теми же словами. Зная, что в него верит мама (или еще кто-то, ребенок и сам научится верить в собственные силы.
Ребенок поверит в свои силы, если: помочь ему осознать, что он единственный и неповторимый, научить его не сравнивать себя с другими, а стремиться к высшим идеалам, помочь ему в создании положительной установки по отношению к себе и к другим, помочь ему «написать сценарий победителя», верить в него.
Импровизированное интервью с ребенком может вывести его на новый уровень абстракции, через череду ответов создать образ себя, собрать коллекцию всего поразительного, любимого, исключительного, нарисовать первый, пусть и весьма приблизительный, план своих жизненных перспектив.
Мы учим ребенка азам интроспекции – самонаблюдению. Дети с восторгом принимают возможность заглянуть в себя и познакомить друзей со своим внутренним миром. Не каждый способен ответить на конкретные вопросы даже самому себе. Для того чтобы продвигаться по жизни, исполнять свои мечты, знакомиться с новыми людьми, человеку необходимо понимать себя.
К воспитанию и общению с ребенком всегда нужен творческий подход. Предлагаю простую игру: например: «Мой любимый фрукт – яблоко. А твой?» (ответ). «Мое любимое время года – зима. А твое?» - в этом было как нахождение какой-то общности, так и осознание отличий. Вопросы не философские, а самые простые – про любимое и нелюбимое. Все это бытовой уровень. А, если приподняться чуть выше, немного абстрагируясь, достаточно проявить фантазию и будет готов любопытный опросник, который может стать меркой личностного роста ребенка. Примерные темы для опросника: цвета, еда, сладость, книга, игра, мультфильм, транспорт, животное, птица, имя, геометрическая фигура. Куда ходить? Что делать? Что рисовать? Кем быть? О чем хотелось бы узнать? Где побывать? Во что превращаться? и т. д. Многие ответы будут навеяны жизнью, ее настоящим моментом. Любимое во взрослом возрасте – это все больше то, что тянется с детства.
По словам Я. Корчака: «Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». Давайте же жить так, чтобы доверие, дружба, взаимопомощь, забота, нежность были всегда между нами, родителями, и нашими детьми. На пути из детства во взрослость можно растерять не только свои уникальные способности, но и те поистине сверкающие драгоценности, которыми преисполнены детские души, - восприимчивость, чуткость, наивность, непосредственность, живость ума и чистоту сердца.
Поэтому главные задачи взрослых: научить ребенка основным жизненным умениям: умению общаться, умению думать, умению учиться, умению трудиться, умению любить и проявлять свою любовь. Все это гораздо важнее, чем приобретенные умения бегло читать, красиво писать и знать математические формулы.
Надо духовно наполнить ребенка. Познакомить его с понятием нравственных ценностей. Научить и тому, как смотреть, чтобы увидеть красоту, слушать, чтобы услышать гармонию в природе, почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами, говорить так, чтобы тебя услышали, быть самим собой, трудиться творчески. И всегда помнить слова, входя в «сад жизни» ребенка мы не должны забывать о простой истине: всему свое время.