Татьяна Бороданенко
Консультация для родителей «Наши мальчики: какие они?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш сын с рождения оказывается в водовороте родственных и дружеских отношений. Черпая из отношений модели и образцы поведения, ребенок становится мальчиком, потом юношей, мужчиной, учится адекватно реагировать на события, проявлять свою мужественность, силу, ум, обаяние, смелость, храбрость. Только семья в дошкольном возрасте способна оказывать сильное воспитательное воздействие, формировать характер, желание быть хорошим, настоящим мужчиной, защищать своих близких. Сегодня учеными выявлена прямая зависимость понимания мальчиком осознания половой принадлежности и способности во взрослой жизни находится в длительном браке, иметь полноценную семью.
Публикация «Консультация для родителей „Наши мальчики: какие они?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Маленький мальчик нуждается в заботе близких, в первые годы его жизни нет более важных людей, чем родители. Мальчик хочет быть похожим на папу, дедушку, старшего брата, родного дядю. Физическое проявление любви родителями принципиально важно для мальчика и является решающим с самого рождения до 8 – 9 лет. Вырастая, ребенок все более предпочитает общение со сверстниками, друзьями. Влияние родителей на ребенка с его взрослением традиционно ослабевает.
Будьте внимательны к своему сыну! В раннем детстве ему нужны не только новые игрушки и посещение аттракционов, ему нужны образцы «правильного» поведения. Только вовремя сформированные «мужские» черты личности помогут вашему взрослому сыну быть уверенным в себе и успешным человеком в социальном мире.
Период дошкольного детства связан с изменением условий психического развития ребенка.
Меняются взаимоотношения с взрослыми: так как увеличиваются требования к ребенку (к нормам и правилам поведения в обществе). Взрослые целенаправленно организуют познавательную деятельность дошкольника, развивая память, мышление, восприятие, внимание, речь, волю; взрослые помогают овладеть значимыми видами деятельности: игрой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, элементами учения и труда; взрослый часто является инициатором совместной деятельности ребенка со сверстниками.
Меняется отношение ребенка к взрослому: взрослый – образец для подражания, ребенок копирует его во всем; взрослый – источник оценки его поступков и других людей, событий. Положительная оценка взрослого управляет поведением дошкольника.
Меняется отношение ребенка со сверстниками. На пятом году жизни возникает «детское общество», детям требуется общение друг с другом. Дошкольник вынужден считаться с другими в совместной деятельности.
появляются новые виды деятельности: игра, продуктивная деятельность, элементы труда и учения. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игровых ситуациях создается новый уровень общения и условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается речь, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, благоприятные условия для развития как личностной, так и познавательной сферы психической жизни дошкольника. В процессе продуктивной деятельности совершенствуется восприятие, внимание, воображение, расширяются представления дошкольника об окружающем мире, он познает свои возможности. Совместная продуктивная деятельность способствует эмоциональному, волевому и речевому развитию. Труд формирует самостоятельность, нравственные мотивы поведения, систематизирует знания о мире, других людях и себе.
Традиционно в нашей стране сам уклад жизни формировал характер мальчика. Мужской пол определял «маршрут», развития человека.
Семейное воспитание в период раннего детства имеет определяющее значение для дальнейшего развития ребенка. Мальчики, проявляя типичное мускульное поведение, в силу «социального» пути развития в норме ориентируются на активный образ жизни, активную гражданскую позицию, карьерный рост. Общество положительно оценивает проявления «мужского» характера: агрессивность, вспыльчивость, особенность отстоять собственную точку зрения и защитить свою территорию. Такое поведение принято называть стереотипным полоролевым поведением.
Только внимательное и продуманное поведение родителей, создание условий для сформированности и развития «мужских» черт характера помогут вашему ребенку вырасти уверенным в себе мужчиной.
Эффективность процесса гендерной социализации зависит от грамотности семьи. И здесь имеет значение все: тон, интонация, взгляд, жесты:
- недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражение типа «Терпеть не могу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел» (не говоря о более грубых, повторяемые несколько раз в день, бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать;
- научитесь не придавать нежелательному поступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его проступков, потакать ему, не контролировать его действия и не предъявлять к нему никаких требований. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка, не меняющиеся в зависимости от ситуации, и доброжелательность;
- не отождествляйте проступок и ребенка. Позиция «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, так как закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, затормаживает процесс формирования гендерных стереотипных черт поведения, порождает страх;
- обязательно объясняйте, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. Однако, если сам взрослый чуть что срывается на крик, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо;
- не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем («для профилактики», стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может, не осознавая, ответить тем же. Не стоит удивляться в этих случаях детскому «ненавижу»;
- никогда не сравнивайте разнополых детей, ставя в пример мальчику поведение девочки и наоборот. У мальчиков обычно есть особые потребности, которые для девочек менее важны. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других – любовь. Но любовь может выражаться по – разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу;
- говорите малышу о любви к нему как можно чаще;
- сопровождайте телесные контакты с ребенком словами нежности.
Девочки быстрее набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики «раскачиваются» долго и не педагога смотрят реже. В дошкольном возрасте у девочек лучше развита речь, они сильнее физически, биологический возраст девочек выше. Но мышление их однотипно, ответы на вопросы достаточно однообразны. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно мыслят, но мало говорят, и взрослым кажется, что не думают. На самом деле идет интересный богатый процесс поиска. Мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Но при этом страдает скучная для них, исполнительская часть работы. Мальчики не склонны к механическому подражанию и заучиванию, не могут работать по схемам и шаблонам, формулам и правилам, не понимая их. В их действиях нет аккуратности и качественности. К 6 годам у мальчиков в целом хорошо развито правое полушарие мозга. «Типичному» мальчику среднего дошкольного возраста труднее грамотно построить и высказать свою мысль, чем девочка этого возраста. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте у них лучше развито пространственное, а не речевое мышление. Мальчики растут и взрослеют в дошкольном детстве медленнее, с большим числом проблем, заметно позднее начинают говорить. В то же время в поведении куда более азартны и настойчивы, чем девочки. Любознательны, менее пугливы, стремятся осваивать новые территории. Известно, что если мальчик освоил горизонтальную территорию, он делает попытки осваивать вертикальную: лестницы, лестницы, канаты, любое другое оборудование на стенах будет исследовано. У «типичных» мальчиков слабо развито чувство страха; они не боятся прыгнуть в лужу, со стола, залезть на высокую лестницу и пр. Это проявление мускульного (типично мужского) поведения и есть основа соревновательного, лидерского, мужественного поведения во взрослой жизни.
От 4 до 7 лет жизни резко учащаются проявления полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что мальчики защищают девочек, играют в шоферов, солдат, пожарных, а девочки – что мальчики хулиганят и играют в «мужиков». Таким образом, у мальчиков возраст 4 – 6 лет является потенциально кризисным периодом гендерной идентификации (по В. Е. Кагану).