Светлана Солодухина
Значение примера родителей для воспитания нравственных качеств ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
«Характер и нравственное поведение ребёнка –
это слепок с характера родителей, он развивается
в ответ на их характер и их поведение»
Эрих Фромм
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщён-ный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к переосмысленному общественному труду, строительству собствен-ной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Публикация «Значение примера родителей для воспитания нравственных качеств ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культу-ры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педа-гогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, ор-ганизации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуаль-ных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуа-цией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, безду-ховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как спо-соба сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации пони-мания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество пе-ред опасностью моральной деградации.
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых за-нятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники формирования нравственности детей.
Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга. Ведь большинство родителей надеются, что нравственные качества их де-тей будут полностью соответствовать родительским представлени-ям.
Многие родители пытаются воспитать ребенка по своему образу и прилагают максимум усилий, чтобы дети были похожи на них. Но никто не задумывается о том, что необходимо просто рассказывать о поло-жительных человеческих качествах, приводить примеры, на которые ребенок будет равняться, чтобы вырасти настоящим человеком. Нрав-ственное воспитание детей – это очень важный момент, который ро-дители не имеют права упускать из виду при воспитании ребенка.
Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно скло-няют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечта-ми и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостре-бованным в жизни.
Лучше всего, если свои предпочтения и пожелания родители пред-ставят ребенку в игровой форме. Очень важно показывать свои ощуще-ния, чтобы ребенок видел, что вы получаете удовлетворение от своей деятельности.
Большое значение имеет личный пример. Родители должны помнить, что дети впитывают и копируют их поведение, а не слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А если роди-тели свои слова воплощают в жизнь, то это является действительно прекрасным примером.
Не менее важным является понятие успешности. Ребенку обяза-тельно надо объяснить, что это понятие не столько материальное, сколько духовное. Наличие материальных благ не является залогом ус-пеха. Успех приходит к тем, кто исповедует доброту, сочувствие, кто может помочь близкому человеку словом и делом, к тому, кто ощущает уверенность в собственных действиях и смело достигает поставлен-ных целей.
Строгая дисциплина не является залогом хорошего воспитания. Од-нако, впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не нагружать им. Строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия. Помните, что воспитать доброго и достойного человека можно только в любви и понимании. Именно на это должны быть направлены все уси-лия взрослых.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств маленького человека. Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравст-венности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразли-чия, безусловно, формируются семьей и в семье. Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравст-венность — поведение — поступок — семья.
Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу не-знания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо по-стоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригла-сил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагода-рить за подарок, какой-бы он не был.
Воспитать нравственные качества и культуру поведения - глав-нейшая задача родителей. Что же нужно для её успешного решения?
- Во-первых, родители должны осознавать важность нравствен-ного воспитания детей в семье;
- во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравствен-ные потребности;
- в-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребён-ка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной лич-ности.
В заключении я хотела бы отметить, что взрослый человек дол-жен быть не «хозяином», не главою, который всё знает и всегда прав, а товарищем, который вместе с ребёнком ищет истину и отличается от ребёнка только тем, что более зрел и опытен. Такое понимание между ребёнком и взрослым составляет основу действительно близкого кон-такта между ними. И в наших силах помочь ребёнку вырасти добрым, умным, активным, смелым, храбрым, сильным, ответственным, творче-ским. Одним словом – ЧЕЛОВЕКОМ!