Приложение МААМ

Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Екатерина Смирнова
Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это

источник любви к Родине.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культу-ры не потеряло своего значения и в настоящее время. Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и привьём любовь к русской народной культуре уже сейчас в до-школьном возрасте.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание детей на традициях русской народной культуры“» размещена в разделах

Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в само-стоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной куль-туры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной куль-туры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, при-сущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного раз-вития детей.

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о со-хранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о переда-че подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накоп-ленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуман-ном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеко-любивого отношения к окружающим.

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень по-верхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошколь-ников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в наци-ональных традициях. Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верно-сти. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, вос-хищение мастерством человеческих рук.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непре-менным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми празд-никами.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.

-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарож-дения народных промыслов.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даё тся образец отзывчивого отношения к окружающему: к живот-ным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Неда-ром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внима-тельное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных по-словицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, погло-щённой уходом за ребёнком. Ребёнка утомившего криком и беспокойством, в раздраже-нии обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёр-нуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: «Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть слова-ми, возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие, и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязан-ностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означа-ет первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» озна-чало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угоще-ние, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой во-ды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Счита-ется, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Уважаемые родители!

Мы вас призываем побольше, рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т. д.

Публикации по теме:

Изготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культурыИзготовление наглядного пособия «Дымковские игрушки» для ознакомления детей с разнообразием русской народной культуры Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Творчество народных мастеров не только.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»
Опубликовано: 11 мая 2023 в 16:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Смирнова (УИ 381678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД