Корниенко Лариса Николаевна
Консультация для родителей «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : "Устное народное творчес тво"
Устное народное творчество, как средство приобщения дошкольников к
русской народной культуре
Публикация «Консультация для родителей „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании и развитии детей в целом и в развитии речи в частности.
Чтобы мы могли укрепить ту ниточку, которую называют связь поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
Песенки, загадки, скороговорки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, дразнилки, сказки - все это сочинил русский народ. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.
Какие же средства устного народного творчествамогут обеспечить успешность социальной адаптации дошкольника? Они очень просты и всем известны. Это устный литературный и музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство, народные игры и танцы, народные календарные праздники. Они мудро создавали ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями образы и впечатления. Для воспитания средствами устного народноготворчества нет необходимости создавать специальные условия, все это происходит в повседневной жизни, в процессе любого вида деятельности.
Все дети любят слушать сказки. Читайте сказки перед сном, дневным или ночным. Для них в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Все сказки учат добру и служат воспитанию нравственности лучше всяких занятий по этике. То, что ребенок поймет и почувствует через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
К каким сказкам подходят следующие пословицы: «Кто встал пораньше, ушел подальше». («Колобок») «Берись дружно, не будет грузно». («Репка»)
«За чужим погонишься, свое потеряешь» («Лисичка – сестричка и серый волк»)
«Не сиди, сложа руки, так не будет скуки». («Маша и медведь»)
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает увеличиваться лексика со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В произведениях устного народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках, потешках - заложены языковые нормы, образцы речи, поднятые до высоты эстетического идеала. Обращение к фольклору обеспечивает формирование таких коммуникативных качеств, как логичность, точность, выразительность речи.
Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме, которые можно использовать по дороге в детский сад, домой. Их живописные, достаточно развернутые по содержанию сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.
Использование песенного фольклора открывают большие возможности
в музыкальном воспитании детей. Народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением являются лучшими хоровыми произведениями для разучивания. Сам характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке таких важных певческих навыков, как напевность исполнения и чистота интонирования.
Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Пение без сопровождения (а это традиция звучания народной песни) является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру.
Однако, часто родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом все исправится, или не слыша недостатков речи детей.
Только совместная работа родителей, и педагогов в этом направлении дадут положительные результаты.